Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 27]

созданной культурой, он вынужден сдерживать свои эмоции и неразумные желания.
Все это, думается, и дало основание 3.Фрейду охарактеризовать культуру как «репрессивное начало».
Вместе с тем, описывая конфликты между культурой и инстинктивными устремлениями человеческой натуры, известный мыслитель не учел того важного обстоятельства, что никакая культура вовсе не стремится отменить инстинкты.
К этому следует добавить и то, что, так называемая нормативная избыточность (излишние запреты) свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых внутренние расколы нередко оборачиваются гибелью всего общества.

Что же касается понятия художественной культуры, смежного с рассмотренным выше понятием, то определяющим параметром для этого феномена выступает способность личности адекватно оценивать достоинства произведений искусства.
Тем самым развитость эстетического вкуса сопрягается с развитостью самосознания личности, поскольку затрагивает ее творческий потенциал, связанный с интеллектуальными, этическими и эстетическими аспектами «духовного производства».
При этом следует отметить, что художественная культура достаточно автономна как от иных видов культуры, так и от экономической составляющей духовного производства.
В частности, стоит признать, что при всем историческом своеобразии российской культуры, сегодня, в эпоху экономической и образовательной глобализации данное своеобразие в некоторой степени нивелируется.
Нельзя не согласиться с утверждением, что полноценный социальнофилософский анализ эстетической и художественной культуры может быть эффективным лишь в том случае, если он затрагивает их содержание.
К числу важнейших составных элементов последнего относится знание (наряду с умениями и навыками).
Острая актуальность анализа взаимодействия
феноменов эстетической и художественной культуры, с одной стороны, и феномена «знания» с другой, особенно трудно переоценить в условиях кризиса фрагментарности социально-философского знания.
Однако здесь 27
[стр. 99]

Гл а в а 4.
Эс т е т и ч е с к а я к у л ь т у р а и е е с о ц и а л ь н ы е 99 ПАРАМЕТРЫ § 1.
Эстетическая культура: функциональная принадлежность и содержание Одним из определяющих контекстов художественной культуры является, как известно, способность личности адекватно оценивать достоинства произведений искусства.
Именно в этом смысле, а именно в развитости эстетического вкуса, художественная и эстетическая культура самым тесным образом соприкасаются.
Вместе с тем эстетическая культура отражает, с нашей точки зрения, более глубокий пласт самосознания личности, поскольку затрагивает ее творческий потенциал, связанный с интеллектуальными, этическими и эстетическими сторонами трудовой деятельности.
Говоря же о художественной культуре, необходимо иметь в виду её относительно самостоятельный статус по отношению не только к экономическому базису, но и к иным видам культуры.
Так, признавая несомненный факт цивилизационного своеобразия отечественной культуры, следует подчеркнуть, что указанное отличие значительно уменьшается в эпоху глобализации в сфере экономики, культуры, образования.
Нельзя не согласиться с утверждением, что полноценный социальнофилософский анализ эстетической и художественной культуры может быть эффективным лишь в том случае, если он затрагивает их содержание.
К числу важнейших составных элементов последнего относится знание (наряду с умениями и навыками).
Острая актуальность анализа взаимодействия
феноменом эстетической и художественной культуры, с одной стороны, и феномена «знания» с другой, особенно трудно переоценить в условиях кризиса фрагментарность социальнофилософского знания.
Но дело не только во внутренней отстраненности, скажем, эстетического знания от методологических наработок

[стр.,103]

103 каждое новое поколение заново будет вставать перед необходимостью овладения навыками общения и устройства своего бытия.
По существу, нормативная регуляция общества необходимая предпосылка материального и, можно сказать, духовного производства.
Однако индивид еще с детства вынужден считаться с правилами общения, с требованиями и ограничениями общественной жизни «гораздо более осмотрительно, чем с непосредственно воспринимаемым внешним обликом единичных вещей и ситуаций или с органическими желаниями, влечениями и потребностями своего тела» [См.: Ильенков Э.В.
С.
220].
Ни голод, ни жажда, ни возведение жилища не удовлетворяются только на уровне инстинктов и побуждений.
Для этого люди должны совершать весьма сложные действия (они выбирают рецепты блюд, готовят пищу определенным образом, приглашают своих близких, садятся за стол, не забывая о хороших манерах).
Без соблюдения всего этого человек оказывается отчужденным от общества.
Его эстетическая культура, выражающаяся в развитой человеческой потребности, оказывается, таким образом, важнейшим фактором социальной регуляции.
Овладевая эстетической культурой, человек формирует и собственное духовное начало.
Однако в силу того, что он знакомится с уже созданной культурой, он вынужден сдерживать свои эмоции и неразумные желания.
Все это, думается, и дало основание 3.Фрейду охарактеризовать культуру как «репрессивное начало».
Вместе с тем, описывая конфликты между культурой и инстинктивными устремлениями человеческой натуры, известный мыслитель не учел того важного обстоятельства, что никакая культура вовсе не стремится отменить инстинкты.
К этому следует добавить и то, что, так называемая, нормативная избыточность (излишние запреты) свойственна обществам с относительной бедной культурой, для которых внутренние расколы нередко оборачиваются гибелью всего общества.

Если рассматривать проблему с точки зрения материального производства, то культура в ее эстетическом измерении предстает в виде

[Back]