Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 28]

речь не только о внутренней отстраненности знания от методологических наработок феноменологической социологии знания или социологии культуры.
Как известно, это только один из возможных путей социальнофилософского осмысления эстетической или художественной культуры.

Существует еще один важный и достаточно перспективный путь межотраслевое взаимодействие, когда речь идет, прежде всего, о взаимодействии эстетической культуры и знания.

§ 2.
Гуманитарная культура как объективация духа в историкокультурной деятельности Будучи в том числе и совокупностью субъективной человеческой чувственности, гуманитарная культура неизбежно включает в себя и более узкое понятие культуры эстетической, связанной с ориентацией на специальную деятельность.
Анализ соотношения эстетической и гуманитарной культуры показывает, что эстетическая культура есть всегда гуманитарная культура, однако противоположное утверждение было бы неверным.
На наш взгляд, гуманитарную культуру следует рассматривать скорее в качестве некой общей родовой категории по отношению к культуре эстетической.
Под последней же следует понимать прежде всего (но не только) спектр навыков и умений непосредственных создателей произведений искусства, участников глобального процесса «духовного производства».
В качестве важного признака рассматриваемого феномена следует выделить то бесспорный факт, что эстетическая культура не существует в отрыве от художественной, так как в обоих случаях речь идет о проявлениях чувства гармонии и красоты.
Но эстетическая культура позволяет выйти на такой уровень мировоззренческих генерализаций, который имеет самое непосредственное отношение к осмыслению эмоционально-чувственной зрелости общества.
Именно философский анализ степени этой зрелости
28
[стр. 100]

100 феноменологической социологии знания или социологии культуры.
Как известно, это только один из возможных путей социально-философского осмысления эстетической или художественной культуры.

Нельзя не отметить, что существует еще один важный и достаточно перспективный путь межотраслевое взаимодействие, когда речь идет, прежде всего, о взаимодействии эстетической культуры и знания.
По утверждению американского ученого Р.
Мертона, «знание» включает в себя «всю гамму продуктов культуры» [Merton R.K.
Р.
455].
О последнем иногда говорят как о совокупности того, что каждый представляет о социальном мире (это правила поведения, моральные предписания и принципы, ценности и т.д.).
Другими словами, «знание составляет мотивационную динамику, институционализированного поведения ...» [Бергер П., Лукман Т.
С.
110].
Отсюда вытекает вывод о том, что если я что-то знаю о данном обществе, то я осознаю объективную социальную реальность и в то же время непрерывно ее созидаю.
Можно согласиться с мнением отечественного исследователя Г.Е.
Зборовского, что «знание выступает объектом ...
анализа, пребывая в самых разных своих видах: донаучном, научном, мифологическом, религиозном, эмпирическом, теоретическом, практическом, художественном, обыденном (житейском) и т.д.
Знания одних видов можно получить только из книг (к примеру, научное, теоретическое), других как из них, так и в ходе социального, либо межличностного взаимодействия (религиозное, художественное знание), третьих на основании практических действий (эмпирическое, практическое знание), четвертых в рамках влияния традиций и обычаев (знание норм поведения)» [Зборовский Г.Е.
С.
130].
В целом разделяя такую трактовку, заметим, что теоретическое знание возникает не только из книг; имеется и на так называемое «неявное знание», возникшее в ходе межличностного общения (в этой связи можно назвать теоретические семинары, имевшие множество форм: «академия Олимп» (А.
Эйнштейн, М.
Соловин, и др.), кружок Гуссерля и т.д.
Трудно себе представить, как

[стр.,113]

113 относительно самостоятельные формы материально-производственной деятельности людей, организация «по законам красоты» пространственнопредметной среды, деятельность по формированию эстетического облика самого человека, эстетизация форм общения и разных видов игровой деятельности, затем так называемые «прикладные» искусства.
К эстетической деятельности иногда относят и эстетическое созерцание, однако в данном случае, поскольку речь идет о чисто духовном явлении, категория «деятельность» приобретает достаточно условное значение.
Как бы то ни было, эстетическая культура не существует в отрыве от художественной, поскольку и там, и здесь мы имеем дело с человеческим чувством красоты.
Но эстетическая культура позволяет выйти на такой уровень мировоззренческих генерализаций, который имеет самое непосредственное отношение к осмыслению эмоционально-чувственной зрелости общества.
Именно философский анализ степени этой зрелости
способствует более глубокому осознанию самой эстетической культуры как многогранного социального явления.
Эстетическую культуру можно рассматривать как совершенствование человеческих индивидов, достигаемое посредством объективации нравственного духа в историко-культурной деятельности рода.
Ведь развитие чувства красоты относится к нравственным силам индивида.
Единство и целостность субъекта реализуется путем овладения такими объективными ценностями, как нравы и знание, искусство и религия.
Эстетическая деятельность, если её осмысливать в данном плане единства и целостности субъекта, носит универсальный и свободный характер.
Для нее свойственно гармоническое сочетание объективных сил и способностей человека, формируемое в процессе преодоления противоречий между предметом и целью, целью и средством, формой и содержанием.
Наша ориентация на анализ художественно-эстетической целостности как социального феномена объясняется еще тем обстоятельством, что люди искусства часто абсолютизируют объект, но при этом утрачивают

[Back]