Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 30]

Следует также упомянуть, что к эстетической деятельности иногда относят и эстетическое созерцание, однако в данном случае, поскольку речь идет о чисто духовном явлении, категория «деятельность» приобретает достаточно условное значение.
Реализованный в работе подход к анализу художественноэстетической целостности в качестве именно социального феномена объясняется также и гем, что сам художник зачастую абсолютизирует произведение искусства, в ущерб человеческой индивидуальности, собственной свободе, оставляя вне рассмотрения свое личностное бытие.
Противоположная тенденция сводится к чрезмерному усилению личностного начала «духовного производства», диктуемому стремлением глубже проникнуть в субъект, в его чувственный мир.
Закономерно поэтому, что в результате такого подхода утрачивается социальная перспектива, без которой вообще невозможно никакое искусство.
Поэтому эстетическая культура как единство объективного и субъективного, как художественно-эстетическая целостность, должна преодолеть эту альтернативу, отстаивая свободу и красоту
субъекта художественного творчества в качестве Личности и Творца.
Эстетическая культура оказывает, на наш взгляд, огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества.

Так например, в своих религиозно-мистифицированных формах искусство в эпоху средневековья эксплицировало и описало новые аспекты человеческой экзистенции: оно открыло новые стороны личности в ее взаимосвязи с божественным началом, описав такие субъективные проявления, как отчаяние, чувство прекрасного и возвышенного, сострадание, покой, радость.
Искусство эпохи Возрождения осуществило синтез античности и средневековья.
Оно соединило в одно целое телесность и духовность человеческого существа, открыло путь для
дальнейшего культивирования и развития идеи совершенного человека и тем самым способствовало социальному и духовному развитию.
Необходимо также отметить, что искусство по своей природе отличается
открытостью своего предмета и 30
[стр. 113]

113 относительно самостоятельные формы материально-производственной деятельности людей, организация «по законам красоты» пространственнопредметной среды, деятельность по формированию эстетического облика самого человека, эстетизация форм общения и разных видов игровой деятельности, затем так называемые «прикладные» искусства.
К эстетической деятельности иногда относят и эстетическое созерцание, однако в данном случае, поскольку речь идет о чисто духовном явлении, категория «деятельность» приобретает достаточно условное значение.

Как бы то ни было, эстетическая культура не существует в отрыве от художественной, поскольку и там, и здесь мы имеем дело с человеческим чувством красоты.
Но эстетическая культура позволяет выйти на такой уровень мировоззренческих генерализаций, который имеет самое непосредственное отношение к осмыслению эмоционально-чувственной зрелости общества.
Именно философский анализ степени этой зрелости способствует более глубокому осознанию самой эстетической культуры как многогранного социального явления.
Эстетическую культуру можно рассматривать как совершенствование человеческих индивидов, достигаемое посредством объективации нравственного духа в историко-культурной деятельности рода.
Ведь развитие чувства красоты относится к нравственным силам индивида.
Единство и целостность субъекта реализуется путем овладения такими объективными ценностями, как нравы и знание, искусство и религия.
Эстетическая деятельность, если её осмысливать в данном плане единства и целостности субъекта, носит универсальный и свободный характер.
Для нее свойственно гармоническое сочетание объективных сил и способностей человека, формируемое в процессе преодоления противоречий между предметом и целью, целью и средством, формой и содержанием.
Наша ориентация на анализ художественно-эстетической целостности как социального феномена объясняется еще тем обстоятельством, что люди искусства часто абсолютизируют объект, но при этом утрачивают

[стр.,114]

114 человеческую индивидуальность, свою свободу, своё личностное бытие.
В других случаях они стремятся глубже проникнуть в субъект, в его чувственный мир, т.с.
абсолютизируют его личностные потенции.
Вполне естественно, что в результате такого подхода утрачивается социальная перспектива, без которой вообще невозможно никакое искусство.
Поэтому эстетическая культура как единство объективного и субъективного, как художественно-эстетическая целостность, должна преодолеть эту альтернативу, отстаивая свободу и красоту
человека как личности.
Эстетическая культура оказывает, на наш взгляд, огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества.

В частности, искусство европейского средневековья вскрыло новые стороны человеческого бытия.
В религиозно-мистифицированной форме оно приоткрыло земное состояние личности, обратившись к таким чувствам человека, как отчаяние, сострадание, умиление, умиротворение, радость и чувство возвышенного.
Искусство эпохи Возрождения осуществило синтез античности и средневековья.
Оно соединило в одно целое телесность и духовность человеческого существа, открыло путь для
создания образа совершенного человека и тем самым способствовало социальному и духовному развитию.
Необходимо также отметить, что искусство по своей природе отличается
эвристичностыо, направлено на поиск живого реального человека.
В этом смысле оно стремится превратить идеал, как предельно обобщенную социальную идею, в образ живого человека, человека конкретной эпохи, полного реальных человеческих страстей.
Человек, обладающий высокой эстетической культурой, стремится разглядеть вечное в образах прошлого, несмотря на то, что социальная основа и духовная атмосфера, в которой они возникли, исчезли.
В этом проявляется специфическая комму1шкатибпо-траисцелдептпая функция искусства.
Последняя дает определенную информацию не только о реальных ценностях человеческого бытия, но и о ценностях, которым ещё предстоит осуществиться.
Однако подлинная эстетическая культура художника проявляется, на наш

[Back]