начинает отождествляться с этическим интересом к жизненным явлениям и воодушевлением. Согласно выработанной в эпоху Просвещения антропологической концепции, человек по самой своей природе является эгоистичным существом, которое в своих поступках вправе следовать определенным образом проинтерпретированной выгоде [См: Закс Л.А. Художественное сознание. С. 103]. Самосознание эпохи тем самым открыло для себя, по выражению Гельвеция «скрытую зависимость между вкусами народа и его интересами» [См.: Гельвеций К.А. С. 277]. Недостатки и достоинства эпохи Просвещения, таким образом, слились в гениальных творческих прозрениях и выработке идеалов гражданственности при одновременном однобоком рационализме и реализме. В целом, говоря о полноценных образцах гуманитарной культуры в истории Европы, отметим, что человек, обладающий высокой эстетической культурой, стремится разглядеть вечное в образах прошлого, несмотря на то, что социальная основа и духовная атмосфера, в которой они возникли, исчезли. В этом проявляется специфическая коммуникативнотрансцендентная функция искусства. Последняя дает определенную информацию не только о реальных ценностях человеческого бытия, но и о ценностях, которым ещё предстоит осуществиться. Однако подлинная эстетическая культура художника проявляется, на наш взгляд, в том, что созданное им произведение не является однозначным, не является функционально связанным только с каким-то одним идеологическим уровнем, а раскрывает перед человеком богатство жизни, постоянно возвращает его к реальному миру, делает его способным более глубоко понимать и ощущать этот мир. В более широком смысле следует сказать, что художественно-эстетическая целостность включает в себя два основных слоя: социально-актуальный и глубинный, «неподвижный» народно-мифологический. В первом «слое» реализуются социальные и художественные темы, возникают определенные художественные методы и стили, адекватные 34 |
114 человеческую индивидуальность, свою свободу, своё личностное бытие. В других случаях они стремятся глубже проникнуть в субъект, в его чувственный мир, т.с. абсолютизируют его личностные потенции. Вполне естественно, что в результате такого подхода утрачивается социальная перспектива, без которой вообще невозможно никакое искусство. Поэтому эстетическая культура как единство объективного и субъективного, как художественно-эстетическая целостность, должна преодолеть эту альтернативу, отстаивая свободу и красоту человека как личности. Эстетическая культура оказывает, на наш взгляд, огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества. В частности, искусство европейского средневековья вскрыло новые стороны человеческого бытия. В религиозно-мистифицированной форме оно приоткрыло земное состояние личности, обратившись к таким чувствам человека, как отчаяние, сострадание, умиление, умиротворение, радость и чувство возвышенного. Искусство эпохи Возрождения осуществило синтез античности и средневековья. Оно соединило в одно целое телесность и духовность человеческого существа, открыло путь для создания образа совершенного человека и тем самым способствовало социальному и духовному развитию. Необходимо также отметить, что искусство по своей природе отличается эвристичностыо, направлено на поиск живого реального человека. В этом смысле оно стремится превратить идеал, как предельно обобщенную социальную идею, в образ живого человека, человека конкретной эпохи, полного реальных человеческих страстей. Человек, обладающий высокой эстетической культурой, стремится разглядеть вечное в образах прошлого, несмотря на то, что социальная основа и духовная атмосфера, в которой они возникли, исчезли. В этом проявляется специфическая комму1шкатибпо-траисцелдептпая функция искусства. Последняя дает определенную информацию не только о реальных ценностях человеческого бытия, но и о ценностях, которым ещё предстоит осуществиться. Однако подлинная эстетическая культура художника проявляется, на наш 115 взгляд, в том, что созданное им произведение нс является однозначным, нс является функционально связанным только с каким-то одним идеологическим уровнем, а раскрывает перед человеком богатство жизни, постоянно возвращает его к реальному миру, делает его способным более глубоко понимать и ощущать этот мир. В более широком смысле следует сказать, что художественно-эстетическая целостность включает в себя два основных слоя: социально-актуальный и глубинный, «неподвижный» народно-мифологический. В первом «слое» реализуются социальные и художественные темы, возникают определенные художественные методы и стили, адекватные историческому художественному вкусу, во втором сохраняются, переходя от эпохи к эпохе, универсальные и национальные эстетические ценности. Данный слой эстетической культуры практически не претерпевает стилевых изменений; однажды схваченные способы образного видения мира обладают устойчивостью и самоценностью. Причина такого положения дел заключается, как нам думается, в том, что в этом слое сохраняется народное эстетическое сознание, которое опирается на более древние основы мифологического и религиозного сознания. Остановимся на этом вопросе более детально. Стимулом, побуждающим нас обратиться к анализу указанного пласта эстетической культуры, является отечественная научная традиция. Философ Л.П. Карсавин уделил серьезное внимание исследованию истин «интеллектуала» эпохи средневековья, стоявшего как бы на полпути между высокообразованными схоластами и неграмотной массой верующих [См.: Карсавин Л.П. Культура средних веков]. М.М. Бахтин, развивая идеи Л.П. Карсавина, стимулировал дальнейшее исследования средневековой народной культуры и проблемы культуры в целом [См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле...]. Примечателен тот факт, что труды Л.П.Карсавина и М.М.Бахтина оказались нацеленными на, что называется, «неофициальный» пласт средневековой культуры и явились определенной попыткой приблизиться |