Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 45]

связь агрессивности человеческого существа с культом войны и героикой разрушения, когда даже сама смерть воспринимается как нечто прекрасное (сходное отношение к смерти, но уже по совершенно иным основаниям, мы часто встречаем у религиозных людей, у мистиков и поэтов).
Среди подобных явлений находится и оправдание эгоцентрического бытия, для которого феномен саморазрушения является лишь еще одним модусом созидания и самоутверждения.
Таковы, в частности, различные формы бунта против общепринятых норм и идеалов.
В этом случае человек инстинктивно противопоставляет обществу свой индивидуальный мир как нечто самодовлеющее и прекрасное, как условие собственной самореализации.

Самореализация же индивида в социуме в качестве неотъемлемого элемента социального бытия своим условием имеет мир культуры.
Именно в этом смысле противопоставление понятий культуры и цивилизации представляется вполне обоснованным.
При таком подходе под культурой следует понимать самоосуществление личности в творчестве на основе преобразования внешнего мира в соответствии с принципами гармонии и целесообразности.
Тогда цивилизация предстает как сам способ подавления творческой и свободной личности, как репрессивная машина, которая в результате технократических революций нивелирует индивидуальность человека, подчиняя его собственным целям.
Вместе с тем нельзя не признать, что культура и цивилизация
суть единый элемент общественного целого.
С этой точки зрения цивилизацию можно трактовать и как специфическую форму эстетического освоения действительности; насколько удачно осуществляется такое освоение и насколько полноценна сама по себе технократическая индивидуальность это уже другой вопрос.
Если же культура и цивилизация это две стороны одного социума, то это, в сущности, означает невозможность этих сторон реальности обойтись друг без друга.
Подобно тому, как свет имеет смысл лишь во тьме, так и тьма не является таковой без того, чтобы ей противостоял свет.
Известный афоризм Ф.М.Достоевского, что «красота спасет мир» приобретает иное звучание,
45
[стр. 77]

Гл а в а 3.
Эс т е т и ч е с к а я к у л ь т у р а к а к ф е н о м е н м и р а ч е л о в е к а § 1.
Самореализация личности и ее своеобразие Вопрос об идентичности эстетической культуры это вопрос о том, каким именно образом последняя может выступать в качестве источника иных формообразований культурного бытия.
Такая постановка вопроса может быть обоснована целым рядом аргументов.
Парадоксальность эстетического начала, в частности, проявляется в том, что названный феномен выходит за грань специализированной сферы искусства и в союзе с другими формообразованиями культуры изменяет и даже обосновывает весь мир человека.
Последний выступает своего рода проводником эстетизации действительности, что, в свою очередь, образует начало и фон собственной самореализации.
Отметим, что уже в тривиальном приспособлении к миру присутствует поиск таких его сторон, которые бы делали жизнь индивида в такой реальности приемлемой эстетически.
Думается, что именно этим определяется тяга даже самого непритязательного индивида к уюту и красивым вещам.
Свойственная человеку надежда на «лучшую жизнь», установка на созидательную деятельность необходимым образом включает в себя элемент эстетического освоения действительности.
Вместе с тем содержание красоты, ее объективное значение это всё вещи проблематичные, допускающие большое множество вариантов своей интерпретации.
Но сама тяга к красоте настолько прочно заложена в природе человека, что многие люди даже безобразное могут переживать как прекрасное и наслаждаться им.
Этнография дает нам обильный материал о подобных эстетических представлениях, бытующих в среде разных племен и народов.
Такова, к примеру, древняя и современная связь агрессивности человеческого существа с культом войны и героикой разрушения, когда даже сама смерть воспринимается как нечто прекрасное (сходное отношение к смерти, но уже по совершенно иным основаниям, мы

[стр.,78]

78 часто встречаем у религиозных людей, у мистиков и поэтов).
К этому кругу явлений относится и оправдание эгоцентрического бытия, когда даже саморазрушение принимают за созидание и самоутверждение.
Таковы, в частности, различные формы бунта против общепринятых норм и идеалов.
В этом случае человек инстинктивно противопоставляет обществу свой индивидуальный мир как нечто самодовлеющее и прекрасное, как условие собственной самореализации.

Даже явная патология сознания не может обойтись без подобного рода эстетизации переживаний (например, переживание собственной мощи у садиста, его наслаждение страданиями жертвы и т.и.) Самореализация общественных субъектов приводит к появлению культуры как неотъемлемого элемента социального бытия.
Нам представляется, что противопоставление культуры и цивилизации вполне обосновано.
Попробуем пояснить это.
Культура это самореализация человека в творчестве, преобразование окружающей среды по законам красоты и духа.
Цивилизацию же обычно трактуют как механизм подавления творческой и свободной личности, как своего рода репрессивную машину, как технократическое чудовище, желающее саму душу человека превратить в придаток техники, в винтик огромной машины.
Вместе с тем нельзя не признать, что культура и цивилизация
это вовсе не два элемента общественного целого, а один.
Ведь цивилизацию можно трактовать и как специфическую форму эстетического освоения действительности; насколько удачно осуществляется такое освоение и насколько полноценна сама по себе технократическая индивидуальность это уже другой вопрос.
Если же культура и цивилизация это две стороны одного социума, то это, в сущности, означает невозможность этих сторон реальности обойтись друг без друга.
Подобно тому, как свет имеет смысл лишь во тьме, так и тьма не является таковой без того, чтобы ей противостоял свет.
Известный афоризм Ф.М.Достоевского, что «красота спасет мир» приобретает иное звучание,
если несколько изменить его смысл, заменив слово «спасет» на слово

[Back]