Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 46]

если несколько изменить его смысл, заменив слово «спасет» на слово «спасает».
Это действительно так: красота все время спасает мир здесь и сейчас.
Без красоты мир
не имел бы смысла, превратился бы в каторгу человеческого бытия, погасил бы всякий инстинкт жизни, свел бы стремление человека к самореализации на нет.
Красота всегда выступает проявлением «прекрасной души» во внешнем и чуждом ей бытие, попыткой его облагородить.
Из этого,
в свою очередь следует, что для реализации эстетических возможностей субъекта требуется и наличие того, от чего следует спасать человека, а именно наличие среды, внеположной красоте и гармонии, то есть всего того, что является воплощением безобразного и чудовищного.
При этом следует иметь в виду, что даже у «обездушенной» цивилизации, действующей анонимным и механическим образом, имеются свои эстетические идеалы.
Таков идеал обывательского сознания, «элитных» кругов и массового искусства внешняя красота
форм.
Такая внешняя красота, лишенная одухотворяющего начала, становится элементом проявления безобразного в мире, но тем не менее, сама эстетическая природа ее идеала этим никоим образом не разрушается.
Итак, эстетическое начало выступает вообще в качестве инстинкта жизни, инстинкта жизнеутверждения и жизнеустроения.
Все многообразные формы инстинкта жизни, его проявления и относятся к тому, что обычно называют «самореализацией индивида».
В рамках нашего рассмотрения можно выделить три основных типа такой самореализации эмпирический, творческий и целостно-экзистенциальный.
В последнем случае человек полностью реализует себя в промежутке между первым сознательным отношением к реальности и последним моментом жизни.
Экзистенциальная самореализация парадоксальна: она имеет законченный характер, так как индивид уже совершил все акты самореализации и в то же время этот тип не закончен, так как смерть индивида только механически обрывает, в сущности, бесконечный процесс самореализация, что вовсе не означает
46
[стр. 79]

79 «спасает».
Это действительно так: красота все время спасает мир здесь и сейчас.
Без красоты мир
нс имел бы смысла, превратился бы в каторгу человеческого бытия, погасил бы всякий инстинкт жизни, свел бы стремление человека к самореализации на нет.
Красота всегда выступает проявлением «Прекрасной души» во внешнем и чуждом ей бытие, попыткой его облагородить.
Из этого,
стало быть, вытекает, что для активизации эстетических возможностей человечества требуется и наличие того, от чего следует спасать человека, а именно наличие брутальной среды, т.е.
всего того, что является воплощением безобразного и чудовищного,
этого второго аспекта действительности.
При этом может показаться, что цивилизация, в конечном счете, побеждает культуру.
Но это не совсем так.
Мы уже выше отмечали, что даже у обездушенной цивилизации имеются свои эстетические идеалы.
Таков идеал обывательского сознания, «элитных» кругов и массового искусства внешняя красота,
красота форм.
Правда, такая красота внешнего, лишенная «Прекрасной души», становится элементом проявления чудовищного начала в мире и тем не менее все это составляет эстетический идеал определенной части общества.
Итак, эстетическое начало выступает вообще в качестве инстинкта жизни, инстинкта жизнеутверждения и жизнеустроения.
Все многообразные формы инстинкта жизни, его проявления и относятся к тому, что обычно называют «самореализацией индивида».
В рамках нашего рассмотрения можно выделить три основных типа такой самореализации эмпирический, творческий и целостно-экзистенциальный.
В последнем случае человек полностью реализует себя в промежутке между первым сознательным отношением к реальности и последним моментом жизни.
Экзистенциальная самореализация парадоксальна: она имеет законченный характер, так как индивид уже совершил все акты самореализации и в то же время этот тип не закончен, так как смерть индивида только механически обрывает, в сущности, бесконечный процесс самореализация, что вовсе не означает
обязательное

[Back]