Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 51]

Нам представляется, что главное начало в человеке сводится к его способности упорядочивания внешнего хаоса, созданию системы внутренних переживаний и идей.
При этом важно подчеркнуть, что возникновение эстетического сознания и на этой основе эстетической культуры стимулируется именно силами враждебными и чуждыми всякой эстетичности, которые либо влияют на сознание так, что человек даже не замечает этого, либо осознаются им вместе с требованием их преодоления.
В.С.

Соловьев пишет: «Хаос, т.е.
само безобразие ...необходимый фон всякой земной красоты» [Там же.
С.
130].
Тем более это утверждение справедливо в отношении социальной действительности.
Ведь чтобы преодолеть хаос, надо сначала с ним встретиться.
Но поскольку человек вынужден встречаться с чуждыми ему силами и осознавать их во всем их могуществе, он отчасти допускает чуждое и в социум, и в собственную душу.
Осуществленный выше анализ диалектики прекрасного и безобразного
демонстрирует свойства такого природного феномена, как адаптация к негативной среде и доказывает, что подчинение среде есть еще один модус преодоления чуждости реальности, попытка с ней сблизится, своеобразно эстетизировать её, самовыразиться в ней.
Именно благодаря этому безобразное начало основывается как в социуме, так и в душе человека.
Диалектическая природа феномена безобразного показывает нам зри его основные функции: (а) деструкция связной и упорядоченной эстетической реальности; (б) деструкции условий полноценной самореализации индивида в социуме; (в) стимуляция развития и укрепления эстетического начала в мире (в качестве противоположно направленной силы).
Инстинкт жизни, к примеру, актуализируется более всего в ситуации опасности, при наличии осознанной идеи смерти, понимания хрупкости человеческой жизни.
Более того: однозначно истинная и абсолютно
51
[стр. 83]

83 переживании и идей.
При этом важно подчеркнуть, что возникновение эстетического сознания и на этой основе эстетической культуры стимулируется именно силами враждебными и чуждыми всякой эстетичности, которые либо влияют на сознание так, что человек даже не замечает этого, либо осознаются им вместе с требованием их преодоления.
В
статье «Красота в природе» В.С.
Соловьев пишет: «Хаос, т.е.
само безобразие ...необходимый фон всякой земной красоты» [Там же.
С.
130].
Тем более это утверждение справедливо в отношении социальной действительности.
Ведь чтобы преодолеть хаос, надо сначала с ним встретиться.
Но поскольку человек вынужден встречаться с чуждыми ему силами и осознавать их во всем их могуществе, он отчасти допускает чуждое и в социум, и в собственную душу.
Осуществленный выше анализ диалектики прекрасного и безобразного
показывает, что приспособление к негативной среде и подчинение ей это тоже форма преодоления чуждости реальности, попытка с ней сблизится, своеобразно эстетизировать её, самовыразиться в ней.
Так безобразное начало основывается как в социуме, так и в душе человека.
Мы не ставим себе задачу доказать идею прекрасного, т.е.
с необходимостью вывести ее из предшествующих предпосылок, в недрах которых она зародилась.
Для нас понятия прекрасного и искусства суть предпосылка, данная системой философии.
В соответствии с изложенным выше можно предположить, что безобразное выполняет две основные функции.
Во-первых, оно разрушает прекрасную эстетическую реальность, препятствует полноценной самореализации индивида в социуме; во-вторых, оно само стимулирует оформление, развитие эстетического начала в мире, причем последнее выступает в качестве некоей силы противодействия.
Инстинкт жизни, к примеру, актуализируется более всего в ситуации опасности, при наличии осознанной идеи смерти, понимания хрупкости человеческой жизни.
Более того: однозначно истинная и абсолютно
прекрасная Вселенная была бы для человека столь же вредна, как и Вселенная абсолютно безобразная, не

[Back]