прекрасная Вселенная была бы для человека столь же вредна, как и Вселенная абсолютно безобразная, не допускающая своего преодоления в эстетическом сознании. Однотонное бытие является для человека нестерпимо скучным, с необходимостью полагает затухание всякой человеческой активности. Можно утверждать, что вечный Эдем сродни аду. Абсолютная невинность Адама и Евы в раю настолько инфантильна, что даже в религиозном мифе потребовалось быстрейшее ее преодоление, которое породило не только мир «суеты сует», но и мир творчества, культуры с ее великими ценностями, мир самых разных позитивных проявлений жизни. Однако, в цивилизации также действуют позитивные силы, как и в культуре силы негативные. По если цивилизация «успешно» противостоит позитивно-духовным тенденциям, то культура, в свою очередь, более чувствительна к агрессивным влияниям внешней среды. В результате субъект гуманитарной культуры вынужден выстраивать достаточно двусмысленные отношения с цивилизацией и ее тенденциями. Тем не менее сам тип культуросозидающего субъекта не разрушается, как и противоположный ему тип человека сугубо эмпирической (цивилизационной) жизни. Дело в том, что эстетическая деятельность как деятельность по «законам красоты» основывается на двух основных онтолого-психологических предпосылках. Это, во-первых, парадигма «движения», принимающая форму тяги к творчеству, духовному движению. Во-вторых, парадигма «покой» (тяга к стабильному, привычному, традиционному бытию, к жизни спокойной и размеренной). Данные парадигмы и образуют тип как культуросози дающего, так и цивилизационного субъекта. Возможность последнего типа достичь культурной самореализации проблематична, при том что в нем заложены многообразные способности и формы самовыражения. Культуросозидающий тип, помимо наличия у него способности к самовыражению, обладает возможностью самореализации, под которой здесь 52 |
допускающая своего преодоления в эстетическом сознании. Однотонное бытие является для человека нестерпимо скучным, с необходимостью полагает затухание всякой человеческой активности. Можно утверждать, что вечный Эдем сродни аду. Абсолютная невинность Адама и Евы в раю настолько инфантильна, что даже в религиозном мифе потребовалось быстрейшее ее преодоление, которое породило не только мир «суеты сует», но и мир творчества, культуры с ее великими ценностями, мир самых разных позитивных проявлений жизни. Можно утверждать, чем неопределеннее, многозначнее, противоречивее реальность, тем больше у человека возможностей самореализации, активного и творческого отношения к миру, тем значительнее его установка на одухотворение окружающей среды, тем ценнее способность нашего духа созидать нужное, великое и прекрасное. Самореализация личности невозможна без познания, а всякое познание действительности начинается с её содержания. Последнее с необходимостью предполагает эстетическое освоение внешнего. Познание не может осуществляться без эстетической способности упорядочивания, гармонизации элементов познанного. Но если эстетическое освоение мира присуще каждому человеческому существу и осуществляется сообразно общим законам освоения действительности, то не в соответствии ли с этими законами и закономерностями идеальная, абсолютная эстетизация действительности не дана человеку? Как известно, эстетизация допускает обилие вариаций самовыражения, целую иерархию формообразований эстетического сознания. Как известно, эстетическая потребность может в грубых формах удовлетворяться и в рамках сугубо технократической цивилизации. Иными словами, можно заключить, что эстетическая целостность оказывается внутри себя разделенной на две противоборствующие сферы, на эстетику культуры и эстетику цивилизации, причем последняя, напрямую связанная с эмпирической жизнью социума, оказывается более мощной, чем первая, связанная с гуманитарными и философскими знаниями и ценностями. 85 В цивилизации действуют позитивные силы, как и в культуре силы негативные. Но если цивилизация успешно противостоит позитивно-духовным тенденциям, то культура, в свою очередь, более чувствительна к брутальным воздействиям негативной энергии. Эстетический деятель, человек культуры оказывается в тяжелом положении он закабален цивилизацией. И чем более развита такая душа, тем в большей мере она агонизирует в тисках социума. Тем не менее тип человека культуры сохраняется, как и противоположный ему тип человека сугубо эмпирической (цивилизационной) жизни. С одной стороны, от этих типов зависит сама форма эстетизации действительности, а с другой само эстетическое существо названных элементов общественного бытия формирует данные типы. Дело в том, что эстетическая деятельность как деятельность по «законам красоты» основывается на двух основных онтологопсихологических предпосылках. Это, во-первых, парадигма «движения», принимающая форму тяги к творчеству, духовному движению. Во-вторых, парадигма «покой» (тяга к стабильному, привычному, традиционному бытию, к жизни спокойной и размеренной). Данные парадигмы и образуют тип как «внутреннего», гак и «внешнего» человека. Эмпирический человек, вероятнее всего, не способен к действительной самореализации, а вместо этого обладает различными способностями и формами самовыражения. Противоположный ему тип, помимо форм самовыражения, способен и к самореализации, к выявлению своей самости в мире, к созданию особых ценностей культуры через личную активность и творчество. Для самовыражения значимы, прежде всего, ценности, облегчающие и утверждающие эмпирическую жизнь индивида, даже если некоторые из этих ценностей иллюзорны, но в обществе считаются полезными, а поэтому и достойными уважения. Самовыражение может принимать форму конформизма, быть исполнением некой роли, которой ждет от индивида данное сообщество. Кроме того, самовыражение может быть чисто внешним, формальным, маской, сокрытием своей самости. В общем смысле самовыражением является всякий жизненный акт человека, в том числе нацеленный на разрушение, агрессивное |