Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 53]

следует понимать проявление своей самости в мире через создание ценностей культуры, личную активность и творчество.
Для самовыражения значимы, прежде всего, ценности, облегчающие и утверждающие эмпирическую жизнь индивида, даже если некоторые из этих ценностей иллюзорны, но в обществе считаются полезными, а поэтому и достойными уважения.
Самовыражение может принимать форму конформизма, быть исполнением некой роли, которой ждет от индивида данное сообщество.
Кроме того, самовыражение может быть чисто внешним, формальным, маской, сокрытием своей самости.
В
более общем смысле самовыражением является любой экзистенциальный проект, включая сюда и деструктивноагрессивные тенденции.
В отличие от него понятие «самоутверждение» следует употреблять в более узком смысле.
Оно относится к более крупным событиям жизни человека, характеризующим его как особый тип.
Если для духовного человека самоутверждение означает проявление себя как духа и относится к идеальному миру творчества и к выявлению самости, то для партикулярного человека это понятие связано с эмпирическими ценностями и идеалами (богатство, чин, слава и т.п.), с культом телесной силы, с приоритетом различных материальных вещей.
Нетрудно заключить, что человеческая душа в этом случае оказывается всего лишь
служебной функцией более высокой реальности, простым инструментом.
Такой экзистенциальный тип развивается не посредством информации и знания; свои удачи он черпает из самой обыденной действительности и интересы эмпирического существования оказываются для него значительнее и ценнее всех интересов культуры.
Поскольку он сам является представителем этой жизни,
единственная абсолютная ценность и цель всех его устремлений его собственное «Я».
В этом и заключается диалектическая двусмысленность этого сознания: эгоцентризм обрекает представителя данного типа превращать свое эго в придаток внешних ему норм.
53
[стр. 85]

85 В цивилизации действуют позитивные силы, как и в культуре силы негативные.
Но если цивилизация успешно противостоит позитивно-духовным тенденциям, то культура, в свою очередь, более чувствительна к брутальным воздействиям негативной энергии.
Эстетический деятель, человек культуры оказывается в тяжелом положении он закабален цивилизацией.
И чем более развита такая душа, тем в большей мере она агонизирует в тисках социума.
Тем не менее тип человека культуры сохраняется, как и противоположный ему тип человека сугубо эмпирической (цивилизационной) жизни.
С одной стороны, от этих типов зависит сама форма эстетизации действительности, а с другой само эстетическое существо названных элементов общественного бытия формирует данные типы.
Дело в том, что эстетическая деятельность как деятельность по «законам красоты» основывается на двух основных онтологопсихологических предпосылках.
Это, во-первых, парадигма «движения», принимающая форму тяги к творчеству, духовному движению.
Во-вторых, парадигма «покой» (тяга к стабильному, привычному, традиционному бытию, к жизни спокойной и размеренной).
Данные парадигмы и образуют тип как «внутреннего», гак и «внешнего» человека.
Эмпирический человек, вероятнее всего, не способен к действительной самореализации, а вместо этого обладает различными способностями и формами самовыражения.
Противоположный ему тип, помимо форм самовыражения, способен и к самореализации, к выявлению своей самости в мире, к созданию особых ценностей культуры через личную активность и творчество.
Для самовыражения значимы, прежде всего, ценности, облегчающие и утверждающие эмпирическую жизнь индивида, даже если некоторые из этих ценностей иллюзорны, но в обществе считаются полезными, а поэтому и достойными уважения.
Самовыражение может принимать форму конформизма, быть исполнением некой роли, которой ждет от индивида данное сообщество.
Кроме того, самовыражение может быть чисто внешним, формальным, маской, сокрытием своей самости.
В
общем смысле самовыражением является всякий жизненный акт человека, в том числе нацеленный на разрушение, агрессивное

[стр.,86]

86 повеление и т.д.
Более ограниченный смысл имеет понятие «самоутверждение:».
Оно относится к более крупным событиям жизни человека, характеризующим его как особый тип.
Если для духовного человека самоутверждение означает проявление себя как духа и относится к идеальному миру творчества и к выявлению самости, то для партикулярного человека это понятие связано с эмпирическими ценностями и идеалами (богатство, чин, слава и т.п.), с культом телесной силы, с приоритетом различных материальных вещей.
Нетрудно заключить, что человеческая душа в этом случае оказывается всего лишь
придатком «высшей» реальности, инструментом достижения эмпирических целей.
Человек обеспечивает себя не с помощью знаний и творчества; свои удачи он черпает из самой обыденной действительности и интересы эмпирического существования оказываются для него значительнее и ценнее всех интересов культуры.
Поскольку он сам является представителем этой жизни,
его ego оказывается для него ценнее всего.
Таково главное противоречие этого сознания: эгоцентризм вовсе не мешает ему превращать своё главное душу в придаток внешних вещей и норм.
Вполне возможно, что психологически он весь свой эмпирический мир воспринимает как часть своего собственного «Я», как пространство, которым он может в какой-то форме и степени обладать.
К тому же внешние ценности доставляют ему удовольствие, а само удовольствие главная ценность его души и если бы удовольствие полностью олицетворяло собою эстетическую стихию, то мы были бы вынуждены признать, что он более эстетичен, чем человек духовный.
Исходя из того, что в развитом социуме уровня высокого жизнеобеспечения можно достичь более простыми путями, приобщаясь к эмпирическим жизненным ценностям, и поскольку само социальное воспитание способствует и поощряет это, то, естественно, массы людей становятся обывателями, представителями так называемой экзистенциальной парадигмы «спокойствия» и ему соответствующей эстетики, тогда как люди культуры оказываются в абсолютном меньшинстве.
Таким образом,

[Back]