Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 58]

ГЛАВА 2.
САМОРЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРЫ: ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТИ § 1.
Культура как интегратор социальною и личностного бытия Рассматривая интересующий нас вопрос с точки зрении социальной философии, человеческий мир в этой связи следует разделить на две объемные сферы эмпирико-обыденного существования и научнохудожественного освоения человеком его действительности.
Духовность в виде обыденного проявления ума и чувств, есть нечто низшее, заурядное
но сравнению с творческим умом и чувством началом созидательными, одухотворяющим действительность.
Оказывается, что одухотворение внутренней и внешней реальности не может иметь места без эстетических потребностей и способностей, без эстетической деятельности
субъекта.
Эстетика, как известно, предполагает слияние всех видов деятельности преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной.
Ю.М.
Лотман относит к эстетике вообще моделирование мира, его явлений, человеческой личности [Лотман Ю.М.
Лекции по структуральной поэтике.
С.
33-34].
Л.Н.
Столович считает, что эстетизм вообще формирует всю систему установок личности [Столович Л.Н.

Красота.
Добро.
Истина: Очерк истории эстетической аксиологии.
С.
9].
Этот же исследователь выделяет три составные элемента эстетического начала, которые совпадают с некоторыми началами духовности творчество, свобода и целесообразность.
Известный психолог Выготский Л.С.
относит к эстетической деятельности всю область фантазии.
«Эстетическое чувство пишет ученый, это чувство, опосредованное фантазией» [Выготский Л.С.
Психология искусства.
С.
267].
Представляется ясным, что лишь в чисто
художественной деятельности, в искусстве, эстетическое начало превращается из вторичного явления в главное, доминантное.
Конечно, все сказанное выше весьма существенно.
Но не является ли одной из причин дегуманизации и деградации искусства преобладание в нем
58
[стр. 44]

Гллвл 2.
Ду х о в н о с т ь и э с т е т и з м к а к т и п ы п р а к т и к о д у х о в н о г о д у х о в н о г о о с в о е н и я м и р а ч е л о в е к о м § 1.
Исходные предпосылки осмысления духовности Духовность настолько свойственна природе человека, что вовсе не приходится доказывать ее бытия, а просто констатировать как вполне очевидный факт.
В этом смысле суждения «человеческое есть духовное» и «духовное есть человеческое» можно рассматривать как вполне синонимические.
В этом плане духовность выступает тем фактором, который детерминирует деятельность человека в социуме.
Итак, если под духовностью понимать некое основание человеческой интеллектуальной активности, то оно совпадает с умом и чувствами человека.
Однако существо самого вопроса что такое духовность? от этого отнюдь не проясняется, поскольку одно здесь поясняется другим.
Порочный круг взаимодоказательств и взаимообоснований не дает ничего и мы остаемся лишь при очевидном факте наличности данных феноменов.
Вместе с тем даже такое общее и формальное определение все же имеет определенную пользу.
Констатированное выше тождество человеческого и духовного начал означает, что «бездуховность» вообще в мире людей невозможна, а то, что обычно называют «бездуховностью», всего лишь предельно низкое, эмпирическое, проявление все той же духовности.
Степень духовности обосновывает в этом случае уже не просто человеческое бытие, а бытие специфическое, противостоящее другому как высший, средний или низший тип духовности.
Так, человеческий мир разделяется на две объемные сферы эмпирикообыденного существования и научно-художественного освоения человеком его действительности.
Духовность в виде обыденного проявления ума и чувств, есть нечто низшее, заурядное
по сравнению с творческим умом и чувством началом созидательными, одухотворяющим действительность.
Оказывается, что одухотворение внутренней и внешней реальности не может иметь места без эстетических потребностей и способностей, без эстетической деятельности
44

[стр.,45]

45 субъекта.
Формальные элементы человеческой духовности ценности и идеалы, массив знания, гамма чувства упорядочиваются и синтезируются таким образом, что и задают сферу эстетики, а в узком, специальном и концентрированном виде сферу искусства.
Истинно эстетическое отношение человека к миру представляет собой естественную и искусственно развитую гармонию вышеназванных элементов.
Таков, если можно так выразиться, эрос духовности, при котором каждый элемент важен и необходим для целого, если он не самодавлест, нс ставит задачи преобладать и повелевать целым.
К примеру, приоритет этического начала в искусстве превращается в скучное и плоское морализаторство, в наивный пафос и ригоризм.
Тогда как приоритет гносеологического начала делает искусство слишком холодным, «мертвым», рассудочным.
Подчеркнем, что основания и элементы духовности могут иметь разное значение, в зависимости от своего положения в конкретном целом.
Если иметь в виду именно их эстетическое значение, то оно может быть чем-то частным, косвенным, несущественным, дополнительным к данному виду деятельности.
Например, красота эксперимента в науке, грация спортсмена и т.п.
Именно поэтому понятие «эстетическое начало» шире понятия «искусства».
Эстетика, как известно, предполагает слияние всех видов деятельности преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной.
Ю.М.
Лотман относит к эстетике вообще моделирование мира, его явлений, человеческой личности [Лотман Ю.М.
Лекции по структуральной поэтике.
С.
33-34].
Л.Н.
Столович считает, что эстетизм вообще формирует всю систему установок личности [Столович Л.Н.

С.
9].
Этот же исследователь выделяет три составные элемента эстетического начала, которые совпадают с некоторыми началами духовности творчество, свобода и целесообразность.
Известный психолог Выготский Л.С.
относит к эстетической деятельности всю область фантазии.
«Эстетическое чувство пишет ученый, это чувство, опосредованное фантазией» [Выготский Л.С.
Психология искусства.
С.
267].
Представляется ясным, что лишь в чисто


[стр.,46]

46 художественной деятельности, в искусстве, эстетическое начало превращается из вторичного явления в главное, доминантное.
Но из того, что эстетическое начало в искусстве синтезирует, созидает и гармонизирует специфическим образом все основные элементы духовности, вовсе не вытекает положение о приоритете эстетического начала в искусстве.
Поэтому проблема эстетической деятельности является проблемой оснований духовности в самой эстетической целостности.
Как относятся начала (этическое, когнитивное и т.д.) друг к другу и к эстетическому началу, насколько последнее самодавлеет? Насколько искусство духовно и насколько, наоборот, душевность, духовность эстетичны? В чем причина дегуманизации некоторых направлений современного искусства (сюрреализм и т.п., массовое искусство, эстетика ужасного и безобразного)? Конечно, все сказанное выше весьма существенно.
Но не является ли одной из причин дегуманизации и деградации искусства преобладание в нем
сугубо эстетического начала, стремящегося получить независимость от этического и познавательного начал.
Что разрушает в итоге единство и гармонию элементов духовности? С одной стороны, духовность невозможна без эстетического начала, с другой стороны, именно эстетическое начало способно разрушить цельную духовность.
Если неэстетизированная реальность превращается в нечто чудовищное, то и одно только эстетическое начало тоже может быть проявлением бездуховного и чудовищного бытия.
Суть «чистой эстетики» эгоистический индивидуализм и гедонизм, приоритет внешней формы («красота объектов») над содержанием (прекрасное как внутреннее свойство, например, индивида-творца).
Чистое эстетическое начало нежизнеспособно и именно поэтому способно превратить искусство в лжеискусство.
«Чистый эстетизм» может быть представлен как эгоистическое удовольствие и довольно пассивное, поверхностное переживание красоты форм, когда телесная красота всегда оказывается предпочтительнее «прекрасной души».

[Back]