Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 60]

можно так выразиться, эрос духовности, при котором каждый элемент важен и необходим для целого, если он не самодавлеет, не ставит задачи преобладать и повелевать целым.
К примеру, приоритет этического начала в искусстве превращается в скучное и плоское морализаторство, в наивный пафос и ригоризм.
Тогда как приоритет гносеологического начала делает искусство слишком холодным, «мертвым», рассудочным.
Подчеркнем, что основания и элементы духовности могут иметь разное значение, в зависимости от своего положения в конкретном целом.
Если иметь в виду именно их эстетическое значение, то оно может быть чем-то частным, косвенным, несущественным, дополнительным к данному виду деятельности.
Например, красота эксперимента в науке, грация спортсмена и т.п.
Именно поэтому понятие «эстетическое начало» шире понятия «искусства».

Простое эстетическое удовольствие сопряжено с осознанием предмета удовольствия, а сознавать, как известно, означает познавать.
Если относительно духа мы можем сказать, что он способен «витать в эмпиреях», увлекаться абстракциями, отчуждаться от жизни и «быть лишним в мире», то духовность формируется в рамках самой жизни.
Знания сами по себе не являются её основой, а напротив, в своем сугубом формализме порою разрушают её.

Можно заключить, что эстетическое начало в форме культа и страсти часто не просто бездуховно, но даже нуждается в имморализме и в жестокости.
Часть здесь жаждет быть целым, заменить собой духовность, существовать в себе и для себя.
Она способна ограничиваться только удовольствием без творчества и искусства.
Таким образом, чистое эстетическое начало противостоит всей или почти всей человеческой культуре, в то время как истинная духовность всегда есть активное приобщение личности ко всей мировой культуре.
В этом смысле общим признаком духовности искусства
выступает одухотворение мира и отношения к социуму.
Вполне
естественно, что неудовлетворенность данным создает представление о должном, 60
[стр. 45]

45 субъекта.
Формальные элементы человеческой духовности ценности и идеалы, массив знания, гамма чувства упорядочиваются и синтезируются таким образом, что и задают сферу эстетики, а в узком, специальном и концентрированном виде сферу искусства.
Истинно эстетическое отношение человека к миру представляет собой естественную и искусственно развитую гармонию вышеназванных элементов.
Таков, если можно так выразиться, эрос духовности, при котором каждый элемент важен и необходим для целого, если он не самодавлест, нс ставит задачи преобладать и повелевать целым.
К примеру, приоритет этического начала в искусстве превращается в скучное и плоское морализаторство, в наивный пафос и ригоризм.
Тогда как приоритет гносеологического начала делает искусство слишком холодным, «мертвым», рассудочным.
Подчеркнем, что основания и элементы духовности могут иметь разное значение, в зависимости от своего положения в конкретном целом.
Если иметь в виду именно их эстетическое значение, то оно может быть чем-то частным, косвенным, несущественным, дополнительным к данному виду деятельности.
Например, красота эксперимента в науке, грация спортсмена и т.п.
Именно поэтому понятие «эстетическое начало» шире понятия «искусства».

Эстетика, как известно, предполагает слияние всех видов деятельности преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной.
Ю.М.
Лотман относит к эстетике вообще моделирование мира, его явлений, человеческой личности [Лотман Ю.М.
Лекции по структуральной поэтике.
С.
33-34].
Л.Н.
Столович считает, что эстетизм вообще формирует всю систему установок личности [Столович Л.Н.
С.
9].
Этот же исследователь выделяет три составные элемента эстетического начала, которые совпадают с некоторыми началами духовности творчество, свобода и целесообразность.
Известный психолог Выготский Л.С.
относит к эстетической деятельности всю область фантазии.
«Эстетическое чувство пишет ученый, это чувство, опосредованное фантазией» [Выготский Л.С.
Психология искусства.
С.
267].
Представляется ясным, что лишь в чисто

[стр.,47]

47 Самовлюбленность и недостаточность «чистого эстетизма» удачно отражена в античном мифе о Нарциссе.
Согласно древнегреческому сказанию.
Нарцисс, осознав бесплодность любви к самому себе покончил жизнь самоубийством.
Отец Нарцисса речной бог Кефисс, а река в мифе и философии, как известно, символизирует становление.
Последнее в контексте эстетики предполагает поток «прекрасных мгновений», столь же призрачных, сколько очевидных, рождаемых лишь затем, чтобы погибнуть, не имеющих прочной связи с другими сторонами человеческой реальности.
Можно заключить, что эстетическое начало в форме культа и страсти часто не просто бездуховно, но даже нуждается в имморализме и в жестокости.
Часть здесь жаждет быть целым, заменить собой духовность, существовать в себе и для себя.
Она способна ограничиваться только удовольствием без творчества и искусства.
Таким образом, чистое эстетическое начало противостоит всей или почти всей человеческой культуре, в то время как истинная духовность всегда есть активное приобщение личности ко всей мировой культуре.
В этом смысле общим признаком духовности и
искусства выступает одухотворение мира и отношения к социуму.
В
этом плане одним из оснований духовности является бездуховность, антидуховность, пережитая как то, чего не должно быть, или что не может выступать в качестве ценности.
Вполне естественно, что неудовлетворенность данным создает представление о должном, стимулирует идеальное и творческое освоение действительности, служит источником творчества и созидания.
Через духовность (это не просто жизнь духа, ума, а жизнь души в её благости и цельности) осуществляется переход от простого и индивидуального эстетического переживания к творчеству, к формированию прекрасных образов-для-других.
Именно поэтому духовность это гармония природного и социального, становление личности не в каком-то блаженном самозамыкаиии, а в творческом труде на потребу общества.
Согласно древнегреческому мифу о Пигмалионе просто создать прекрасную статую явно недостаточно.
Необходимо, чтобы любовь к другому

[стр.,48]

48 существу, Афродита, оживила скульптуру, наполнила безжизненный мрамор жизнью со всеми ее плюсами и минусами.
Таким образом, истинноэстетическое начало совпадает с истинно-духовным, реализуя синтез необходимости и свободы, личного и социального и т.д.
Понятно, что принятие окружающего мира субъектом неспособно породить творчество и искусство, как, впрочем, и его полное неприятие.
Эстетическая духовность видит загадочность, неоднозначность, сокровенную глубину реальности; она, если можно так выразиться, тоскует по преображению действительности, желает понять мир, найти место и назначение человека в мире, осознать и использовать наилучшим образом вес его возможности.
Конечно, все это вряд ли достижимо.
Именно поэтому искусство, скорее, ставит вопросы, чем разрешает их.
Но пафос познавания неявно или явно присутствует даже в эстетической игре, в фантазии.
Простое эстетическое удовольствие сопряжено с осознанием предмета удовольствия, а сознавать, как известно, означает познавать.
Если относительно духа мы можем сказать, что он способен «витать в эмпиреях», увлекаться абстракциями, отчуждаться от жизни и «быть лишним в мире», то духовность формируется в рамках самой жизни.
Знания сами по себе не являются её основой, а напротив, в своем сугубом формализме порою разрушают её.

Как нам представляется, эстетическая стихия и должна быть силой, связующей ум и чувство в образах и символах.
Искусство не может просто копировать мир.
Но, отдаляясь от мира, оно возвращается опять-таки к миру.
Эстетический субъект открывает бесконечный мир в самом себе, в своей субъективности, но это внутреннее одновременно оказывается и смыслами, образами, символами, сокровенной глубиной и истиной также внешней реальности.
Эстетический реализм касается прежде всего формы выражения смыслов, относится к материалу искусства, его стилю, а не к сущности.
Именно поэтому эстетическая реальность никогда не будет идентична реальности мировой, жизненной, да это и не нужно.
Эстетическая деятельность, согласно представлениям Канга, должна быть не познанием как таковым, а игрой познавательных сил.
Это своего рода

[Back]