постепенно нарождается и развивается потребность культурно-личностного выбора. Эта потребность реализуется в умении согласовывать человеческое поведение с условиями окружающей среды, эффективно использовать рабочее и свободное время, управлять собственным временем в повседневной жизни. На основе созданной таким образом картины мира современный субъект производит собственный экзистенциальноэстетический проект, в котором отражается то, как он оценивает глобальную ситуацию в мире, свое положение в нем, как он принимает решения, в каком направлении действует. В этом заключен личностный смысл радикального сближения гносеологически ориентированного и эстетически ориентированного векторов философского знания. Вместе с тем, границы между эстетическим миром, гносеологическим пространством, и полем культуры под влиянием указанных выше процессов сегодня становятся все более подвижными и неопределенными. Отсутствие четких границ между этими символическими пространствами, присутствие элементов одного типа сознания в дискурсах другого, не снимают проблемы различий между социальными, гносеологическими и эстетическими познавательными процедурами. Последнее позволяет нам утверждать, что исследование проблематики соотношения социального и эстетического обладает научной актуальностью, социально-философским смыслом и практической значимостью. Как было показано выше, феномен духовности, будучи более общим понятием по отношению к гуманитарной культуре, является отличительной чертой самой сущности человека. В этом смысле суждения «человеческое есть духовное» и «духовное есть человеческое» можно рассматривать как вполне синонимические. В этом плане духовность выступает тем фактором, который детерминирует деятельность человека в социуме. Итак, если под духовностью понимать некое основание человеческой интеллектуальной активности, то оно совпадает с умом и чувствами человека. Однако существо самого вопроса что такое духовность? от этого 66 |
Гллвл 2. Ду х о в н о с т ь и э с т е т и з м к а к т и п ы п р а к т и к о д у х о в н о г о д у х о в н о г о о с в о е н и я м и р а ч е л о в е к о м § 1. Исходные предпосылки осмысления духовности Духовность настолько свойственна природе человека, что вовсе не приходится доказывать ее бытия, а просто констатировать как вполне очевидный факт. В этом смысле суждения «человеческое есть духовное» и «духовное есть человеческое» можно рассматривать как вполне синонимические. В этом плане духовность выступает тем фактором, который детерминирует деятельность человека в социуме. Итак, если под духовностью понимать некое основание человеческой интеллектуальной активности, то оно совпадает с умом и чувствами человека. Однако существо самого вопроса что такое духовность? от этого отнюдь не проясняется, поскольку одно здесь поясняется другим. Порочный круг взаимодоказательств и взаимообоснований не дает ничего и мы остаемся лишь при очевидном факте наличности данных феноменов. Вместе с тем даже такое общее и формальное определение все же имеет определенную пользу. Констатированное выше тождество человеческого и духовного начал означает, что «бездуховность» вообще в мире людей невозможна, а то, что обычно называют «бездуховностью», всего лишь предельно низкое, эмпирическое, проявление все той же духовности. Степень духовности обосновывает в этом случае уже не просто человеческое бытие, а бытие специфическое, противостоящее другому как высший, средний или низший тип духовности. Так, человеческий мир разделяется на две объемные сферы эмпирикообыденного существования и научно-художественного освоения человеком его действительности. Духовность в виде обыденного проявления ума и чувств, есть нечто низшее, заурядное по сравнению с творческим умом и чувством началом созидательными, одухотворяющим действительность. Оказывается, что одухотворение внутренней и внешней реальности не может иметь места без эстетических потребностей и способностей, без эстетической деятельности 44 |