отнюдь нс проясняется, поскольку одно здесь поясняется другим. Порочный круг взаимодоказательств и взаимообоснований не дает ничего и мы остаемся лишь при очевидном факте наличности данных феноменов. Вместе с тем даже такое общее и формальное определение все же имеет определенную пользу. Констатированное выше тождество человеческого и духовного начал означает, что «бездуховность» вообще в мире людей невозможна, а то, что обычно называют «бездуховностью», всего лишь предельно низкое, эмпирическое, проявление все той же духовности. Степень духовности обосновывает в этом случае уже не просто человеческое бытие, а бытие специфическое, противостоящее другому как высший, средний или низший тип духовности. Существующие концептуальные подходы к исследованию феномена духовности и соответствующих закономерностей гуманитарной культуры сводятся прежде всего к онтологическому (в рамках гегельянской исследовательской парадигмы) и гносеологическому (в рамках кантианской парадигмы) подходам к изучению феномена культуры, а также к теориям структуралистской семиотической школы (Р. Барт, 10. Лотман) с ее неклассическим «коллажным» принципом построения исследования и широким спектром междисциплинарных исследовательских подходов. Кроме того, в работе задействованы классические методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение, диалектический метод, методы системного анализа и историзма. В целом, при исследовании закономерностей гуманитарной культуры в работе реализован так называемый подход «неклассической рациональности» (М.К. Мамардашвили). Вместе с тем, указанный подход в качестве своего фундамента предполагает методологию классического кантовского трансцендентализма. В исследовании также задействован принцип дополнительности, согласно которому в качестве противовеса основному подходу использованы альтернативные, дополняющие его исследовательские парадигмы юнгианская методология культурных 67 |
Гллвл 2. Ду х о в н о с т ь и э с т е т и з м к а к т и п ы п р а к т и к о д у х о в н о г о д у х о в н о г о о с в о е н и я м и р а ч е л о в е к о м § 1. Исходные предпосылки осмысления духовности Духовность настолько свойственна природе человека, что вовсе не приходится доказывать ее бытия, а просто констатировать как вполне очевидный факт. В этом смысле суждения «человеческое есть духовное» и «духовное есть человеческое» можно рассматривать как вполне синонимические. В этом плане духовность выступает тем фактором, который детерминирует деятельность человека в социуме. Итак, если под духовностью понимать некое основание человеческой интеллектуальной активности, то оно совпадает с умом и чувствами человека. Однако существо самого вопроса что такое духовность? от этого отнюдь не проясняется, поскольку одно здесь поясняется другим. Порочный круг взаимодоказательств и взаимообоснований не дает ничего и мы остаемся лишь при очевидном факте наличности данных феноменов. Вместе с тем даже такое общее и формальное определение все же имеет определенную пользу. Констатированное выше тождество человеческого и духовного начал означает, что «бездуховность» вообще в мире людей невозможна, а то, что обычно называют «бездуховностью», всего лишь предельно низкое, эмпирическое, проявление все той же духовности. Степень духовности обосновывает в этом случае уже не просто человеческое бытие, а бытие специфическое, противостоящее другому как высший, средний или низший тип духовности. Так, человеческий мир разделяется на две объемные сферы эмпирикообыденного существования и научно-художественного освоения человеком его действительности. Духовность в виде обыденного проявления ума и чувств, есть нечто низшее, заурядное по сравнению с творческим умом и чувством началом созидательными, одухотворяющим действительность. Оказывается, что одухотворение внутренней и внешней реальности не может иметь места без эстетических потребностей и способностей, без эстетической деятельности 44 |