Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 72]

Конечно, второе предпочтительнее и в смысле развития духовности как таковой.
Творец не просто осуществляет обычную репрезентацию реальности (пассивное восприятие объектов реальности как они есть, без их противопоставления внешней реальности), но создает собственною силою души и воображения разнообразные модели реальности, умещая подчас целый мир в знаке какого-либо символа.
В результате осуществляется обогащение опыта, раздвижение мировоззренческого горизонта, проживание многих жизней в одной творческой.
Духовность, как известно, включена в жизнь, в практику жизни.
Эстетика серьезно влияет на духовность и пронизывает её.
Можно задаться вопросом: так ли уж благотворно воздействие эстетизма на духовность, если последний в большой степени представляет собой отход от реальности в мир фантазий и «прекрасных видимостей?».
Выше нами было отмечено, что уходя от мира, как мира внешних вещей и формальных отношений, эстетический человек возвращается к миру же, но ожившему, обнаружившему глубину своих сокровенных смыслов, одухотворенному идеалами.

По в том то и дело, что глубина слишком противоречит «поверхности», она лишена однозначности, слишком парадоксальна, одно и то же в ней может восприниматься субъектами по разному.
Фантазия играет в данном случае большую роль.
Иногда даже кажется, что эстетическая реальность является сплошным «воздушным замком», миражом источника в пустыне, преодолением отчаяния, фейерверком благих чувств и иллюзий, так что, в конце концов, сама форма, жажда развлечений оказываются на первом месте, а «игра» превращается в самоцель.
В этом случае влияние эстетизма на духовность приобретает негативный
опенок: последняя становится лишь «игрой в духовность», позерством, притворством, культом «Я» и т.п.
Подобное влияние эстетизма на духовность, конечно, имеет место, но основано, как нам представляется, на недоразумении.

Перейдем теперь к краткому анализу понятия «эстетическая видимость».
Оно имеет два основных смысла.
Первый смысл «видимость» в
72
[стр. 56]

56 избавиться, даже бросилась стирать, но ничего не помогло».
Конечно, творчество не всегда имеет такую форму «навязанной космической воли», но творец создаст произведение из потребностей своего духовного мира.
И все же, если его продукция не служит «другим», обществу, она утрачивает всякий смысл.
Само творчество тогда превращается в эгоистическое наслаждение процессом, субъективно значимым, но все же объективно пустым.
Точно также обстоит дело и с духовностью.
Эстетико-творческое начало влияет на начало духовное, делая его творческим актом, актом общения, тем, что требует определенных действий в отношении других людей.
Духовноэстетическая культура тем более эффективна, чем больше она вовлекает человека в творческий, социально-значимый процесс.
Эстетическая культура имеет две основные формы своей реализации.
Первая форма способность духовно-эстетического наслаждения, восприятия, оценки.
Вторая требует еще и личностного творческого акта.
Конечно, второе предпочтительнее и в смысле развития духовности как таковой.
Творец не просто осуществляет обычную репрезентацию реальности (пассивное восприятие объектов реальности как они есть, без их противопоставления внешней реальности), но создает собственною силою души и воображения разнообразные модели реальности, умещая подчас целый мир в знаке какоголибо символа.
В результате осуществляется обогащение опыта, раздвижение мировоззренческого горизонта, проживание многих жизней в одной творческой.
Духовность, как известно, включена в жизнь, в практику жизни.
Эстетика серьезно влияет на духовность и пронизывает её.
Можно задаться вопросом: так ли уж благотворно воздействие эстетизма на духовность, если последний в большой степени представляет собой отход от реальности в мир фантазий и «прекрасных видимостей?».
Выше нами было отмечено, что уходя от мира, как мира внешних вещей и формальных отношений, эстетический человек возвращается к миру же, но ожившему, обнаружившему глубину своих сокровенных смыслов, одухотворенному идеалами.

Но в том то и дело, что

[стр.,57]

глубина слишком противоречит «поверхности», она лишена однозначности, слишком парадоксальна, одно и то же в ней может восприниматься субъектами по разному.
Фантазия играет в данном случае большую роль.
Иногда даже кажется, что эстетическая реальность является сплошным «воздушным замком», миражом источника в пустыне, преодолением отчаяния, фейерверком благих чувств и иллюзий, так что, в конце концов, сама форма, жажда развлечений оказываются на первом месте, а «игра» превращается в самоцель.
В этом случае влияние эстетизма на духовность приобретает негативный
оттенок: последняя становится лишь «игрой в духовность», позерством, притворством, культом «Я» и т.п.
Подобное влияние эстетизма на духовность, конечно, имеет место, но основано, как нам представляется, на недоразумении.

Мы считает, что фантазия в искусстве связывается с познавательным скептицизмом.
Поскольку сама реальность в полной мере непознаваема, то приходится довольствоваться фантазиями о ней и критерий индивидуальной и социальной пользы оказывается существеннее, нежели критерий истины.
К тому же фантазия кажется производителем одних только «прекрасных видимостей», источником условности и обмана.
«Видимость, но прекрасная]» говорит Творец.
«Прекрасная, но видимость!» отвечает ему «социальный человек».
Поскольку последнему не обязательно всегда учитывать «прекрасную сторону» явлений, понятие «прекрасное» куда-то исчезает и остается лишь понятие «видимость», с помощью которой легко оправдать привычку «социального человека» к пороку.
Извратить что-либо, не понять, игнорировать объяснения оппонентов не так уж и сложно, тем более что широко муссируется слух о жизненной аморальности гениев, творцов великих произведений.
Да и само искусство имеет ряд направлений, которые объявляют имморализм и аморализм истиной и методом искусства (в частности, поэты аморалисты, сюрреалисты и т.д.).
Теперь акцентируем наше внимание на понятии «эстетическая видимость».
Оно имеет два основных смысла.
Первый смысл «видимость» в
качестве условия художественного, занимательного, развлекательного сюжета в 57

[Back]