Очевидно, что во всех таких случаях понятия «эстетическая видимость», «фантазия», «знание», «искусство», «духовность» почти совпадают. Стоит заметить, что значение фантазии в самой жизни человека, во всех сферах его духовной деятельности явно недооценивается. Как правило забывается, что и философия, и наука часто базируются на достаточно произвольных, недоказуемых аксиомах, так что, несмотря на множество конкретных открытий. Тайна по-прежнему доминирует в сфере познания и даже логика чаще всего лишь делает правдоподобным какоенибудь фантастическое допущение. Говоря о так называемой «правде вымысла», следует различать «художественную убедительность» и «жизненную правдивость» [Там же. С. 224]. Конкретизируя формы «эстетической видимости», следует акцентировать исследовательское внимание на «внутренней логичности характера персонажа и сюжета, т.е. о внутренней мотивации», на «ситуации жизненных отношений», и «мысленном эксперименте» [Там же]. Иными словами, следует различать отображение реальности и ее выражение (посредством символов, гипербол и т.п.) как трансляцию настроений, переживаний, чувств и представлений художественными средствами. Такие художественные приемы, как «перенесение значения слова на другое», «познание одного явления через другое», «менее известного через более известное», «ассоциация двух образов в третий, новый», представляют собой создание и применение метафорического языка искусства. Метафора же это частный случай «эстетической видимости», «эстетической фантазии» [Там же. С. 226]. Метафорическое, образное мышление присуще истинно духовному человеку. В процессе концептуального анализа гуманитарно ориентированного мышления следует также выделять следующие особенности образного мышления: 1)освоение конкретно-чувственного богатства явлений; 2) эмоциональное просветление мыслей; 75 |
60 Очевидно, что во всех таких случаях понятия «эстетическая видимость», «фантазия», «знание», «искусство», «духовность» почти совпадают. Стоит заметить, что значение фантазии в самой жизни человека, во всех сферах его духовной деятельности явно недооценивается. Как правило забывается, что и философия, и паука часто базируются на достаточно произвольных, недоказуемых аксиомах, так что, несмотря на множество конкретных открытий. Тайна по-прежнему доминирует в сфере познания и даже логика чаще всего лишь делает правдоподобным какое-нибудь фантастическое допущение. Современный искусствовед А. Л. Андреев, рассуждая о «правде вымысла», различает «художественную убедительность» и «жизненную правдивость» [См.: Андреев А.Л. С. 35-36]. Конкретизируя формы «эстетической видимости», он пишет о «внутренней логичности характера персонажа и сюжета, т.е. о внутренней мотивации», о «ситуации жизненных отношений», о «мысленном эксперименте» [Там же. С. 36-41]. Ученый различает «отображение реальности» и выражение (посредством символов, гипербол и т.п.) настроений, переживаний, чувств и представлений. Такие художественные приемы, как «перенесение значения слова на другое», «познание одного явления через другое», «менее известного через более известное», «ассоциация двух образов в третий, новый», представляют собой создание и применение метафорического языка искусства. Метафора же это частный случай «эстетической видимости», «эстетической фантазии». Метафорическое, образное мышление присуще истинно духовному человеку. Известный специалист в этой сфере Ю.Б. Борев указывает на следующие особенности образного мышления: 1) освоение конкретно-чувственного богатства явлений; 2) эмоциональное просветление мыслей; 3) многозначность образа; 4) интуитивность образа; 5) метафоричность образа [Борев Ю.Б. С. 17]. Как видим, все рассмотренные выше образования эстетические феномены, однако все они проявляются в мышлении всякого человека, даже не связанного непосредственно с искусством и эстетической деятельностью. В силу этого можно заключить, что эстетическая культура пронизывает всю |