школами мысли. Следует также отметить идею О. Шпенглера о культурном цикле и взаимосвязи культурных смыслов с характером общественного развития. Отдельного внимания заслуживают психоаналитические концепции (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм) противоречий «стремления к наслаждению» и деструктивных стремлений («стремление к смерти») в обществе и творчестве, а также вскрытие и описание психоаналитическими средствами механизмов личностного и социального проявления бессознательного и действия «архетипов» в творческом созидании культуры. Исследуя вопрос в широкой социологической плоскости, П.А.Сорокин проанализировал роль элит и масс в культуросозидательном процессе; К.Леви-Строс описал значение культурного символизма в ориентации человека в мире. Классические отечественные исследования мифологических структур сознания (В.И. Иванов, А.Ф. Лосев) фиксируют и обосновывают роль данных структур как своеобразного остова всего исторического процесса. Поскольку в мифе человеку явлено единство чувственного и рассудочного, именно здесь совпадение чувственного образа и общей идеи носит наиболее завершенный характер. Соответственно, происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов, предмет совпадает с символом, существо с его именем, а явление наиболее полно и адекватно выражает сущность. Продолжая указанную традицию, такие ученые, как М.С.Каган и А.Я. Зись, вводят в научный оборот методологически ценное понятие «эстетической культуры», понимая под ним ресурс бесконечной трансформации социальной и экзистенциальной программы личности, и тем самым расширяя границы мифологических и религиозных представлений. Согласно А.Я. Зисю, эстетическая интуиция выступает фундаментом философского познания, а гносеологические структуры, в свою очередь, придают особую глубину эстетическому отображению наличной реальности. Развивая данную мысль, М.С. Каган убедительно демонстрирует, что художественная культура является не только универсальной сущностной 78 |
8 Позиционирование идеи культурного цикла, взаимосвязь культурных смыслов с характером движения социума вот то, что является наиболее ценным в творчестве О. Шпенглера. Механизмы личностного и социального проявления бессознательного, противоречия Эроса и Танатоса в социуме и художественном творчестве, действие «архетипов» в творческом созидании культуры вот методологический инструмент, который продемонстрировал свой эвристический потенциал в творчестве 3.Фрейда, Э.Фромма, А.Адлера, К.Юнга. Роль элит и масс в культуросозидательном процессе, изученная П.А.Сорокиным, и значение символики в ориентации человека в мире, выявленное К.Леви-Стросом, учение немецких классиков И.Канта, И.Г.Фихте и Ф. В. И. Шелл инга о трансцендентальном субъекте, стремящемся к целостному охвату всего природного и культурного бытия, в результате чего красота получает представление и как научная проблема и одновременно как способность все это образует тот культурологический тезаурус, от которого мы отталкиваемся. В работах А. Белого, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Л.Н. Гумилева, Вяч.И. Иванова, А.Ф. Лосева, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, разработан антропологический аспект культуры, исследована особая роль творчества в духовном потенциале культуры России с ее ориентацией на истину, добро и красоту. Работы последних десятилетий демонстрируют устойчивость мифологии,проходящей нитью через историю различных общественных систем. В мифологии достигается совпадение чувственного образа и общей идеи. Эмоциональная сфера здесь не отделена от рефлексивной; поэтому и происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов, предмет совпадает с символом, существо с его именем, происхождение с сущностью. Эстетическая культура как потенция непрерывного изменения человеком своей поведенческой программы, раздвигает в этом плане сами границы мифологических и религиозных представлений. В данном отношении особой методологической ценностью обладают труды А.Я. Зися и М.С. Кагана. Первый показал, что искусство |