Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 88]

приобретает здесь особую, своего рода вторую природу, превращается в форму иного, подчас даже противоположного ему явления.
Вместе с тем, в искусстве чистое эстетическое начало не может проявляться в форме культа жестокости.
Не следует забывать, что «аморализм» творцов относится, прежде всего, к их поведению в жизни, а в творческом плане является лишь своеобразной личностной моралью и играет роль протеста против неудовлетворяющей художника действительности.
Нам представляется, что чистый аморализм возможен лишь в графоманстве.
На почве эстетического индивидуализма, кроме всего вышеизложенного, произрастает и вульгарный антиреализм в искусстве.
Таковы, в частности, традиции рыцарских, куртуазных романов и поэзии, сентиментализм.
Сюда же мы должны отнести разные «измы» в искусстве, авангардизм, кубизм, абстракционизм, футуризм и прочие виды «эксцентрического искусства».
Оторванность от мира в таких
видах искусства носит вульгарный характер.
Положительная оценка эстетической стихии здесь имеет характер частичного или, в ряде случаев, целостного, но всегда догматичного мироотрицания.
В итоге
наряду с миром автоматически или вполне осознанно отрицается и сама личность.
Так, крайний индивидуализм приходит к фактическому отрицанию ценности индивида, который вне мира превращается в нечто бессмысленное.
Правда, такое обстоятельство не всегда осознается, и отрицание личности часто объявляется неким новым гуманизмом и приоритетом творческой личности над миром.
Впрочем это обстоятельство имеет своё логическое основание.
Если мир не есть нечто положительное и истинное, то сама личность становится высшей ценностью и истиной бытия.
Но что может создать такая личность, когда все результаты и продукты
её творчества должны быть реализованы в мире, должны стать частью мира, частью общей человеческой культуры? Ответ здесь может быть, пожалуй, таким: не только продукты творчества приобретают свою ценность через адаптацию к социальной и культурной среде.
Если социум является ущербной реальностью, то такая
88
[стр. 69]

69 Эстетизму, как форме переживания жизни, свойственны парадоксы.
Например, всякий автор вынужден «вживаться» в характер отрицательного персонажа или события, испытывая при этом и определенное эстетическое удовольствие.
Гете писал в этой связи Эккерману: «Разве можно создать песнь ненависти не ненавидя?» [См.: Гете Эккерману.
С.
81].
При этом следует учесть и то обстоятельство, что в искусстве невозможно просто имитировать отрицательные чувства; их необходимо осмыслить, пережить.
Ницше также говорил, что в искусстве «и горе превращается в наслаждение» [Ницше Ф.
Человеческое, слишком человеческое.
С.
327].
Разрешение данного парадокса мы видим в том положении, что искусство тесно связано со страданием, даже если оно и вводит в центр своих интересов идеалы и вообще нечто положительное.
Даже сама радость, то, что сияет и ликует, возникает из страдания.
Рудимент эстетического садизма может иметь место и у зрителя, читателя (удовольствие, скажем, от трагедии и т.д.), поскольку, как говорил Гераклит, люди нередко «наслаждаются грязью» [См.: Ильин И.Л.
Что такое художественность.
С.
328].
Отметим и то, что искусство вносит своеобразное одухотворение даже в «грязь».
Любое изображение зла протестует против него, выявляя на наглядных примерах всю его неприглядность.
Вместе с тем в искусстве чистое эстетическое начало не может проявляться в форме культа жестокости.
Не следует забывать, что «аморализм» творцов относится, прежде всего, к их поведению в жизни, а в творческом плане является лишь своеобразной личностной моралью и играет роль протеста против неудовлетворяющей художника действительности.
Нам представляется, что чистый аморализм возможен лишь в графоманстве.
На почве эстетического индивидуализма, кроме всего вышеизложенного, произрастает и вульгарный антиреализм в искусстве.
Таковы, в частности, традиции рыцарских, куртуазных романов и поэзии, сентиментализм.
Сюда же мы должны отнести разные «измы» в искусстве, авангардизм, кубизм, абстракционизм, футуризм и прочие виды «эксцентрического искусства».
Оторванность от мира в таких


[стр.,70]

видах искусства носит вульгарный характер.
Положительная оценка эстетической стихии здесь имеет характер частичного или, в ряде случаев, целостного, но всегда догматичного мироотрицания.
В итоге
с миром автоматически или вполне осознанно отрицается и сама личность.
Так, крайний индивидуализм приходит к фактическому отрицанию ценности индивида, который вне мира превращается в нечто бессмысленное.
Правда, такое обстоятельство не всегда осознается, и отрицание личности часто объявляется неким новым гуманизмом и приоритетом творческой личности над миром.
Впрочем это обстоятельство имеет своё логическое основание.
Если мир не есть нечто положительное и истинное, то сама личность становится высшей ценностью и истиной бытия.
Но что может создать такая личность, когда все результаты и продукты
сё творчества должны быть реализованы в мире, должны стать частью мира, частью общей человеческой культуры? Ответ здесь может быть, пожалуй, таким: не только продукты творчества приобретают свою ценность через адаптацию к социальной и культурной среде.
Если социум является ущербной реальностью, то такая
ущербность в силу причинной зависимости человека от мира передаётся и самому индивиду.
Будучи следствием абсурдной реальности, личность и сама по себе оказывается абсурдной, противоречивой, раздробленной, внеразумной, она уже более играет в реальность, чем живёт в ней.
Такое эстетическое самозамыкание, весьма далекое от эстетической культуры, в жизни может перерасти в антигуманизм.
Но в искусстве чаще всего на этой почве формируется мягкая форма мироотрицания эстетический гедонизм (удовольствие от самого творческого процесса оказывается для творца более важным, чем социальные результаты и продукты творчества).
В искусстве творцу обычно очень трудно, несмотря на определенное эстетическое самозамыкание, сохранить эстетическое начало в его совершенной и ничем незамутненной чистоте.
Можно даже сказать, что в искусстве опора на одно эстетическое начало есть ложноэстетическое.
Но потребность эстетического

[Back]