Проверяемый текст
Государева Ольга Владимировна. Эстетическая культура как экзистенциальная потенция личности (Диссертация 2005)
[стр. 89]

ущербность в силу причинной зависимости человека от мира передаётся и самому индивиду.
Будучи следствием абсурдной реальности, личность и сама по себе оказывается абсурдной, противоречивой, раздробленной, внеразумной, она уже более играет в реальность, чем живёт в ней.
Такое эстетическое самозамыкание, весьма далекое от эстетической культуры, в жизни может перерасти в антигуманизм.
Но в искусстве чаще всего на этой почве формируется мягкая форма мироотрицания эстетический гедонизм (удовольствие от самого творческого процесса оказывается для творца более важным, чем социальные результаты и продукты творчества).
В искусстве творцу обычно очень трудно, несмотря на определенное эстетическое самозамыкание, сохранить эстетическое начало в его совершенной и ничем незамутненной чистоте.
Можно даже сказать, что в искусстве опора на одно эстетическое начало есть ложноэстетическое.
Но потребность эстетического
эгоцентризма всегда сохраняется, порождая определенные жанры и виды искусства, типы поведения людей.
Фантазия часто оказывает на эстетического человека двоякое действие.
Фантазия одновременно является и «прозрением» (зрячесть в мире сущностей) и ослеплением (наивность в мире социальных явлений, приоритет грезы над действительностью).
Не всегда, но достаточно часто эстетическая личность кажется нам «человеком не от мира сего».
Такое положение вещей может иметь место и в области знания, особенно философского.
В философии имеет хождение притча о Фалесе, который, заглядевшись на небо, упал в яму.
Гомер же, согласно античным авторам, был вообще слеп.
Но в древности мудрость как внутреннее зрение часто связывалась со слепотой,
одноглазостью [См.: Ильин И.А.
Что такое художественность.
С.
330].
В этом смысле эстетическая реальность связывается с миром души, с
тайнозренисм, с внутренним прозрением.
С такой позиции зрительная красочность и многообразие мира лишь мешают творцу сосредоточиться, прозревать, мешают проявляться внутренним силам творческого человека.
Общеизвестно, что в сурдокамере человек, в конце
89
[стр. 70]

видах искусства носит вульгарный характер.
Положительная оценка эстетической стихии здесь имеет характер частичного или, в ряде случаев, целостного, но всегда догматичного мироотрицания.
В итоге с миром автоматически или вполне осознанно отрицается и сама личность.
Так, крайний индивидуализм приходит к фактическому отрицанию ценности индивида, который вне мира превращается в нечто бессмысленное.
Правда, такое обстоятельство не всегда осознается, и отрицание личности часто объявляется неким новым гуманизмом и приоритетом творческой личности над миром.
Впрочем это обстоятельство имеет своё логическое основание.
Если мир не есть нечто положительное и истинное, то сама личность становится высшей ценностью и истиной бытия.
Но что может создать такая личность, когда все результаты и продукты сё творчества должны быть реализованы в мире, должны стать частью мира, частью общей человеческой культуры? Ответ здесь может быть, пожалуй, таким: не только продукты творчества приобретают свою ценность через адаптацию к социальной и культурной среде.
Если социум является ущербной реальностью, то такая ущербность в силу причинной зависимости человека от мира передаётся и самому индивиду.
Будучи следствием абсурдной реальности, личность и сама по себе оказывается абсурдной, противоречивой, раздробленной, внеразумной, она уже более играет в реальность, чем живёт в ней.
Такое эстетическое самозамыкание, весьма далекое от эстетической культуры, в жизни может перерасти в антигуманизм.
Но в искусстве чаще всего на этой почве формируется мягкая форма мироотрицания эстетический гедонизм (удовольствие от самого творческого процесса оказывается для творца более важным, чем социальные результаты и продукты творчества).
В искусстве творцу обычно очень трудно, несмотря на определенное эстетическое самозамыкание, сохранить эстетическое начало в его совершенной и ничем незамутненной чистоте.
Можно даже сказать, что в искусстве опора на одно эстетическое начало есть ложноэстетическое.
Но потребность эстетического


[стр.,71]

71 эгоцентризма всегда сохраняется, порождая определенные жанры и виды искусства, типы поведения людей.
Можно сказать, что эстетический человек и отрицает мир, и в то же время не может обойтись без него.
Он имеет потребность «быть первым» в коллективе и, следовательно, ему всегда нужен коллектив, чтобы быть в нем «первым» (хотя бы только в потенции).
В искусстве эстетический индивид использует эмпирические образы и понятия; отсюда проистекают и логика, реализм в искусстве.
Вместе с тем он использует эмпирические средства так специфически, что создает с их помощью особую метафорическую реальность.
Эстетический язык, язык искусства является тождеством телесного и духовного, например, звуков и текста, а также художественного, психологического смысла; или, например, можно сказать, что смысл представлен в качестве чувственного образа как некой телесной формы.
Наружное оказывается внутренним (метафора, символ).
Образное эстетическое мышление способно создавать особенные и новые смыслы и переводить в образы разного рода абстракции, в том числе научные и философские.
Внешнее в эстетической действительности всегда является средством изображения, отображения внутреннего; поэтому и само внешнее приобретает здесь особую, своего рода вторую природу, превращается в форму иного, подчас даже противоположного ему явления.
Фантазия часто оказывает на эстетического человека двоякое действие.
Фантазия одновременно является и «прозрением» (зрячесть в мире сущностей) и ослеплением (наивность в мире социальных явлений, приоритет грезы над действительностью).
Не всегда, но достаточно часто эстетическая личность кажется нам «человеком не от мира сего».
Такое положение вещей может иметь место и в области знания, особенно философского.
В философии имеет хождение притча о Фалесе, который, заглядевшись на небо, упал в яму.
Гомер же, согласно античным авторам, был вообще слеп.
Но в древности мудрость как внутреннее зрение часто связывалась со слепотой,
одноглазостыо.
В этом смысле эстетическая реальность связывается с миром души, с
тайнозрением, с

[стр.,72]

72 внутренним прозрением.
С такой позиции зрительная красочность и многообразие мира лишь мешают творцу сосредоточиться, прозревать, мешают проявляться внутренним силам творческого человека.
Общеизвестно, что в сурдокамере человек, в конце
концов, начинает грезить наяву, появляется множество образов, возникают даже галлюцинации.
Вероятнее всего творческое содержание образуется в душе творца уже в подсознании и лишь затем осознаётся, проявляется.
В силу этого нужна особая чуткость к своему внутреннему миру, чтобы стимулировать процесс осознания образов искусства.
Но не следует недооценивать и влияния внешнего зрения, внешней и социальной действительности на зрение внутреннее.
Эстетическая реальность выступает своеобразным тождеством внешнего и внутреннего, так что оба эти элемента одинаково важны.
Не секрет, что эстетическому человеку свойственно сближение с другими людьми, но лишь с родственными по духу, т.с.
в форме отчуждения от иных типов личности.
Искусство жаждет одновременно и элитарности, и того, что в религии носит название «соборности».
Сама элитарность в некотором смысле трагична, поскольку отделяет эстетического человека или эстетическую группу от мира, других людей.
Появляются претензии на особую значимость, особую миссию художника (спасение мира через творчество, превращение жизни в форму искусства греза эстетов-мыслителсй Серебряного века).
Трагическое проявляется и в отчуждении художника от социума, «профанного» мира.
Связь искусства со страданием, вечная неудовлетворенность творца достигнутым, его чрезвычайная уникальность и целый ряд других особенностей, делает искусство частью трагического бытия.
Отсюда с необходимостью проистекает противоречивость эстетической реальности и искусства блаженство и трагика творчества, удовлетворение и его отсутствие (подчас в одно и то же время и относительно одного и того же предмета!).
Можно наблюдать также противоречие замысла и результата: необходимость присутствия в искусстве и в деятельности одного и того же творца и оптимизма и пессимизма (весьма часто можно наблюдать их

[Back]