концов, начинает грезить наяву, появляется множество образов, возникают даже галлюцинации. Вероятнее всего творческое содержание образуется в душе творца уже в подсознании и лишь затем осознаётся, проявляется. В силу этого нужна особая чуткость к своему внутреннему миру, чтобы стимулировать процесс осознания образов искусства. Но не следует недооценивать и влияния внешнего зрения, внешней и социальной действительности на зрение внутреннее. Эстетическая реальность выступает своеобразным тождеством внешнего и внутреннего, так что оба эти элемента одинаково важны. Не секрет, что эстетическому человеку свойственно сближение с другими людьми, но лишь с родственными по духу, т.е. в форме отчуждения от иных типов личности. Искусство жаждет одновременно и элитарности, и того, что в религии носит название «соборности». Сама элитарность в некотором смысле трагична, поскольку отделяет эстетического человека или эстетическую группу от мира, других людей. Появляются претензии на особую значимость, особую миссию художника (спасение мира через творчество, превращение жизни в форму искусства греза эстетовмыслителей Серебряного века). Трагическое проявляется и в отчуждении художника от социума, «профанного» мира. Связь искусства со страданием, вечная неудовлетворенность творца достигнутым, его чрезвычайная уникальность и целый ряд других особенностей, делает искусство частью трагического бытия. Отсюда с необходимостью проистекает противоречивость эстетической реальности и искусства блаженство и трагика творчества, удовлетворение и его отсутствие (подчас в одно и то же время и относительно одного и того же предмета!). Можно наблюдать также противоречие замысла и результата: необходимость присутствия в искусстве и в деятельности одного и того же творца и оптимизма, и пессимизма (весьма часто можно наблюдать их тождество). 90 |
72 внутренним прозрением. С такой позиции зрительная красочность и многообразие мира лишь мешают творцу сосредоточиться, прозревать, мешают проявляться внутренним силам творческого человека. Общеизвестно, что в сурдокамере человек, в конце концов, начинает грезить наяву, появляется множество образов, возникают даже галлюцинации. Вероятнее всего творческое содержание образуется в душе творца уже в подсознании и лишь затем осознаётся, проявляется. В силу этого нужна особая чуткость к своему внутреннему миру, чтобы стимулировать процесс осознания образов искусства. Но не следует недооценивать и влияния внешнего зрения, внешней и социальной действительности на зрение внутреннее. Эстетическая реальность выступает своеобразным тождеством внешнего и внутреннего, так что оба эти элемента одинаково важны. Не секрет, что эстетическому человеку свойственно сближение с другими людьми, но лишь с родственными по духу, т.с. в форме отчуждения от иных типов личности. Искусство жаждет одновременно и элитарности, и того, что в религии носит название «соборности». Сама элитарность в некотором смысле трагична, поскольку отделяет эстетического человека или эстетическую группу от мира, других людей. Появляются претензии на особую значимость, особую миссию художника (спасение мира через творчество, превращение жизни в форму искусства греза эстетов-мыслителсй Серебряного века). Трагическое проявляется и в отчуждении художника от социума, «профанного» мира. Связь искусства со страданием, вечная неудовлетворенность творца достигнутым, его чрезвычайная уникальность и целый ряд других особенностей, делает искусство частью трагического бытия. Отсюда с необходимостью проистекает противоречивость эстетической реальности и искусства блаженство и трагика творчества, удовлетворение и его отсутствие (подчас в одно и то же время и относительно одного и того же предмета!). Можно наблюдать также противоречие замысла и результата: необходимость присутствия в искусстве и в деятельности одного и того же творца и оптимизма и пессимизма (весьма часто можно наблюдать их |