Итак, эстетическая реальность получает свое воплощение путем эстетических переживаний. В более активном, направленном на потенциального читателя и зрителя искусстве требуется решать определенную задачу: донести до других людей свои эстетические переживания в их глубине, своеобразии. Получается в сущности, что требуется выразить невыразимое. Отсюда задача искусства мыслится как принципиально бесконечная, как вариация искомого, абсолютного, адекватно не выразимого в слове и форме смысла. Нечто схватывается и одновременно тут же утрачивается; приближаясь, отдаляется и чем неприступнее изначальная Тайна, тем разнообразнее и красочнее вариации её частичного претворения в слове и форме. Близость к эстетическому объекту проявляется посредством дистанцирования от него. Приближение к объекту это актуализация переживаний, эмоций, схватывание явления через интуицию. Но все это еще только требуется осознать и продолжить в мысли, т.е. отрефлексировать. В созерцании и размышлении осуществляется отдаление, частично даже отчуждению творца от того эстетического объекта, которым он интересуется. Так, о системе можно сказать больше, находясь вне ее, т.е. с позиции стороннего и внешнего наблюдателя, чем находясь внутри нее, в качестве её составного элемента. Рельеф горы, её высота, положение на внешнем фоне обозревается лучше на известном отдалении от нее, чем когда мы находимся у ее подножия. Рефлексия над предметом дает определенное искажение его существа, но без нее невозможно никакое действенное осознание объекта. Писатель в своих сочинениях частично отождествляется со своими персонажами. Но в нем всегда должно присутствовать общее созерцание, когда с высоты некоего абсолютного «Я» он обозревает целостную картину сюжета, персонажей. Он должен не только понимать субъективную душу своих персонажей, но и судить о них объективно и целостно. Таким образом, чувства и рефлексия, эмпатия и отдаление от объекта всегда взаимосвязаны в искусстве и не могут существовать друг без друга. 91 |
73 тождество). Итак, эстетическая реальность получает свое воплощение путем эстетических переживаний. В более активном, направленном на потенциального читателя и зрителя искусстве требуется решать определенную задачу: донести до других людей свои эстетические переживания в их глубине, своеобразии. Получается в сущности, что требуется выразить невыразимое. Отсюда задача искусства мыслится как принципиально бесконечная, как вариация искомого, абсолютного, адекватно не выразимого в слове и форме смысла. Нечто схватывается и одновременно тут же утрачивается; приближаясь, отдаляется и чем неприступнее изначальная Тайна, тем разнообразнее и красочнее вариации её частичного претворения в слове и форме. Близость к эстетическому объекту проявляется посредством дистанцирования от него. Приближение к объекту это актуализация переживаний, эмоций, схватывание явления через интуицию. Но все это еще только требуется осознать и продолжить в мысли, т.е. отрефлексировать. В созерцании и размышлении осуществляется отдаление, частично даже отчуждению творца от того эстетического объекта, которым он интересуется. Так, о системе можно сказать больше, находясь вне ее, т.е. с позиции стороннего и внешнего наблюдателя, чем находясь внутри нее, в качестве её составного элемента. Рельеф горы, се высота, положение на внешнем фоне обозревается лучше на известном отдалении от нее, чем когда мы находимся у ее подножия. Рефлексия над предметом дает определенное искажение его существа, но без нее невозможно никакое действенное осознание объекта. Писатель в своих сочинениях частично отождествляется со своими персонажами. Но в нем всегда должно присутствовать общее созерцание, когда с высоты некоего абсолютного «Я» он обозревает целостную картину сюжета, персонажей. Он должен не только понимать субъективную душу своих персонажей, но и судить о них объективно и целостно. Таким образом, чувства и рефлексия, эмпатия и отдаление от объекта всегда взаимосвязаны в искусстве и не могут существовать друг без друга. |