Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 46]

системного типа общественного устройства здесь общественные органы непосредственно воздействуют на индивидуума.
При всей условности данной социологической схемы Струве находит ее весьма важной, поскольку каждой из выявленных форм соответствует особый хозяйственный строй.
Наиболее эффективной формой сосуществования единичных хозяйств Струве считал систему взаимодействующих хозяйств.4 Формирование такой системы базируется на трех основных принципах, «трех китах» экономики: собственности; самоопределении хозяйств; возмездности хозяйственных действий.
На основании сравнительного анализа форм хозяйствования Струве приходит к однозначному выводу о том, что только в
конкурентной экономике заключен «вечный двигатель» социальноэкономического и культурного прогресса общества.
С В работе «Хозяйство' и цена» нашли свое отражение многие экономические идеи Струве.
В центр созданной им экономической системы автор поставил категорию цены, имеющую принципиально важное значение и для понимания социальной государственной политики.
Именно в цене, по мнению ученого, отражены три главных момента хозяйственной деятельности: взаимодействие соотношение оценка.
При этом ценность выступает у Струве в качестве производной от
цены.
Логика исследования Струве такова: ' • «...Цена есть факт, есть понятие реального менового отношения между обмениваемыми благами, есть реализованное меновое отношение.
Ценность есть норма, понятие идеального, или должного соотношения между благами в процессе обмена»;
существует различие между философской (теоретической) идеей ценности, как сущности и закона цены, и эмпирической идеей ценыценности, как реального факта; первая идея проявляется как «норма этическая», вторая —как «норма-тип»!; • то, что принято в современной литературе трактовать как «субъективная ценности», «есть психический процесс оценки.
Когда этот процесс приводит к меновому акту, мы имеем перед собой явление
г{ены.
46
[стр. 153]

ношения господства и подчинения между человеческими индивидуальностями.
Развивая характеристику категорий «систе.ма» и «единство», Струве отмечает, что и для социологии, и для экономической теории нет более сушественного различия, чем различие между этими двумя основными понятиями.
Поскольку система людей не имеет единой воли, постольку такое общество даже метафорически нельзя называть «субъектом», оно всегда есть некий «аноним».
Напротив, единство людей, благодаря наличию единой воли, представляет собой общество, которому присуще телеологическое единство и которое, следовательно, можно метафорически персонифицировать.
В отличие от системного типа общественного устройства здесь общественные органы непосредственно воздействуют на индивидуума.
При всей условности данной социологической схемы Струве находит ее весьма важной, поскольку' каждой из выявленных форм соответствует особый хозяйственный строй.
Наиболее эффективной формой сосуществования единичных .хозяйств Струве считал систему взаимодействующих хозяйств.
Формирование такой системы базируется на трех основных принципах, «трех китах» экономики: собственности; самоопределении хозяйств; возмездности хозяйственных действий.
На основании сравнительного анализа форм хозяйствования Струве приходит к однозначному выводу о том, что только в
свободной конкурентно-рыночной экономике заключен «вечный двигатель» социально-экономического и культурного прогресса общества.
153

[стр.,154]

в работе «Хозяйство и цена» нашли свое отражение многие экономические идеи Струве.
В центр созданной им экономической системы автор поставил категорию цены, имеющую принципиально важное значение и для понимания социальной государственной политики.
Именно в цене, по мнению ученого, отражены три главных момента хозяйственной деятельности: взаимодействие соотношение — оценка.
При этом ценность выступает у Струве в качестве производной от
иены.
Логика исследования Струве такова:'®” > «...Цена есть факт,., есть понятие реального .менового отношения .между обмениваемыми благами, есть реализованное .меновое отношение.
Ценность есть норма...
понятие идеального, или должного соотношения между благами в процессе обмена»;
> существует различие .между философской (теоретической) идеей ценности, как сущности и закона цены, и эмпирической идеей иены-ценности, как реального факта; первая идея проявляется как «норма этическая», вторая как «норма-тип»; У то, что принято в современной литературе трактовать как «субъективная ценность», «есть психический процесс оценки.
Когда этот процесс приводит к меновому акту, мы имеем перед собой явление
цены.
Это явление по существу и интересует экономиста.
Рядом с ценой, над нею, или под нею не существует никакого другого реального экономического явления»; > ценность, как нечто отличное от цены, от нее независимое, есть «фантом».
Создание этого фантома вытекло из неискоренимой См.: Пав.чов В.А.
Экономическая наука России X IX начала X X вв.
Этапы и основные направления развития.
М.: Российская экономическая академия, 2000.
— C.I41-143.
154

[Back]