Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 50]

достаточно подробно излагает основные положения субъективного метода, применяемого в русской социологии, а затем критически анализирует его на основании «общечеловеческого опыта» (с.IX), истолкования фактов экономической истории России и данных земской статистики.
Струве утверждал, что идеалы создаются действительностью, а не действительность идеалами, и что нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономической базой.
Рассматривая исторический процесс, как смену экономических форм, а промышленный капитализм, как неизбежную ступень развития, Струве
считал, что эту фазу должна пережить и Россия.
Он
доказывал, что хозяйственные условия России конца XIX—начала XX века представляют собой ни что иное, как картину развивающегося капитализма.
Только капитализм в России свой, особенный, специфический.
Он возник «на почве технической нерациональности крестьянского хозяйства», давшей в итоге «натурально-хозяйственное( перенаселение», источник «для развития капиталистических отношений»[104, С.210].
Опираясь на марксистский анализ товарного производства, Струве считал объективным экономическое и общественное развитие капитализма как фактора культурного прогресса, способного удовлетворять социальные потребности людей с наибольшей полнотой.
При этом вытеснение натурального хозяйства меновым он объяснял несостоятельностью натурального хозяйства, его ограниченными производственными возможностями.

Способствуя росту производительности труда, товарное производство дает возможность трудиться гораздо большему числу людей на прежней территории.
Развитие обмена, отделяя обрабатывающую промышленность от земледелия, и в то же время, устанавливая между ними, в пределах одного и того же
целого, органическое взаимодействие, содействует прогрессу и земледелия, и индустрии.
Развитие общественного разделения труда под влиянием усиленного обмена приводит к относительному уменьшению 'земледельческого населения, росту городов и другим факторам, в которых выражается коренное
изменение всей структуры 50 ! *
[стр. 129]

стскую доктрину экономического материализма «сошологическому мировоззрению», традиционно господствовавшему в русской прогрессивной литературе, и имевшему два основных источника учение о роли личности в истории и непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа, особенностях его исторической судьбы, Струве утверждал, что идеалы создаются действительностью, а не действительность идеалами, и что нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономической базой.
Рассматривая исторический процесс, как смену экономических форм, а промышленный капитализм, как неизбежную ступень развития, Струве
утверждал, что эту фазу должна пережить и Россия.
Он
убедительно доказывал, что хозяйственные условия России X IX века представляют собой ни что иное, как картину развивающегося капитализма.
То.чько капитализм в России свой, особый, специфический.
Он возник «па почве технической нерациональности крестьянского хозяйства», давшей в итоге «натурально-хозяйственное перенаселение», источник «для развития капиталистических отношений»""’.
Опираясь на достижения марксистского анализа товарного производства, Струве убедительно показал объективное эконо.мическое и общественное значение капитализма как могущественного фактора культурного прогресса, способного удовлетворять человеческие потребности с наибольшей полнотой.
При этом вытеснение натурального хозяйства меновым он объяснял несостоятельностью натурального хозяйства, его ограниченными производственными возможностями.

СпоСтруве 11.Б.
На разные те.мы.
СПб., 1902.
С 34.
129

[стр.,130]

сооствуя росту производительности труда, товарное производство дает возможность существовать гораздо большему числу людей на прежней территории.
Развитие обмена, отделяя обрабатывающую промышленность от земледелия, и в то же время, устанавливая между ними, в пределах одного и того же
политического целого, органическое взаимодействие, содействует прогрессу и земледелия, и индустрии.
Развитие общественного разделения труда под влиянием усиленного обмена приводит к относительному уменьшению земледельческого населения, росту городов и другим факторам, в которых выражается коренное
из.MeiieHHe всей структуры общества.
Наряду с этим резко меняется и экономический и нравственный облик земледельческого производителя, даже если он мало или совсе.м не прибегает к наемному труду.
При современных хозяйственных условиях, подчеркивал Струве, капитализ.м становится все более общим явлением.
В сферу товарного обращения вовлекается и земледелие, что видно и на примере России.
Раз страна стала на путь товарного капиталистического производства, весь ее культурный, политический и экономический прогресс зависит от дальнейших успехов на этом пути.
Создавая массовое обобществленное производство, капитализм не может мириться с беспорядочным, чисто индивидуалистическим распределением и потреблением, объективно выдвигая народнохозяйственные принципы, отрицающие его частнохозяйственную природу.
Внешние условия, в которые современный промышленный капитализм ставит трудящиеся массы, развивам5Г в них чувство активности, политический с.мысл, способность к коллективному действию и тем подготовляют их к той роли, которую им, по объективному ходу мате130

[Back]