1 Модель социальной экономики Туган-Барановского складывалась как под N воздействием русской школы субъективной социологии, так и критики современного ему российского капитализма, так и марксистского учения. Туган-Барановский никогда не отрицал, что разделял некоторые положения марксизма. Раскрывая природу капиталистического производства в своей монографии «Промышленные кризисы» Туган-Барановский с марксистских позиций исследовал несовершенства капиталистического хозяйства, его основные социально-экономические несовершенства. Вместе с другими представителями «легального марксизма» ТуганБарановский принял участие' в полемике против народников, отстаивая передовые научные позиции и постоянно ссылаясь на Маркса как на образец научного анализа капиталистической системы. Однако по мере собственного научного роста Туган-Барановский вступает в полемику с отдельными принципиальными положениями марксистского учения. Кроме того, ученый всерьез увлекается кантианством. «У меня складывается свое собственное философское мировоззрение, в основе которого лежит кантовское учение об идеальности пространства и времени, писал Туган-Барановский в 1901 году в одном из писем к П.Б. Струве, по моему, сам Кант не вполне понимал значение этого своего гениального учения и не сделал всех выводов, которые из него проистекают. Но вы не думайте, что я стал равнодушен к общественным вопросам или даже переменил свои взгляды. Ни того, ни другого. Человеческая комедия или трагедия не потеряла для меня своей занимательности я чувствую себя более зрителем, чем действующим лицом. Эта роль, впрочем, и более приличествует человеку мысли. Ужасно странно » иногда натолкнуться на наши еще столь недавние литературные упражнения в «Новом слове» или «Начале». Боже, как все это кажется давно и по детски наивно! Как смешно встречать этот задорный самоуверенный тон, эти запальчивые нападения на литературных противников, эту наивную уверенность, что мы нашли, I 72 |
4.2. ТВОРЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ М.И. ТУГАНБАРАНОВСКИМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Модель социально ориентированного хозяйства (рыночного социализма) Туган-Барановского складывалась под влиянием, как критики современиотх) капитализма, так и марксистского экономического учения. В молодости Туган-Барановский испытал сильное влияние марксизма, что существенно отразилось на начальном этапе его творчества. Глубоко исследуя природу капиталистического производства в монографии «Промышленные кризисы» Туган-Барановский с марксистских позиций отмечал несовершенство капиталистического хозяйства, его явные и тайные пороки. Вместе с другими представителями «легального марксизма» Туган-Барановский принял участие в полемике против народников, утверждая, что «Россия капиталистическая страна, точно так же, как и все другие цивилизованные государства мира»’**. Отстаивая передовые научные позиции, молодой Туган-Барановский неоднократно ссылался на Маркса как на образец научного анализа капиталистической систе.мы. Однако по мере собственного научного роста Туган-Барановский вступает в полемику с отдельными принципиальными положениями марксистского учения. Кроме того, ученый всерьез увлекается кантианством. «У меня складывается свое собственное философское мировоззрение, в основе которого лежит Кантовское учение об идеальности Туган-Барановский М.И. Статистические итоги промышленного развития России. СПб., 1898.-C .41. 203 пространства и времени, писал Туган-Барановский в 1901 году в одном из писем к П.Б. Струве, по .мое.му, сам Кант не вполне понимал значение этого своего гениального учения и не сделал всех выводов, которые из него проистекают. Но вы не думайте, что я стал равнодушен к общественным вопросам или даже переменил свои взгляды. Ни того ни другого. Человеческая комедия или трагедия не потеряла для меня своей занимательности я чувствую себя более зрителем, чем действующим лицом. Эта роль, впрочем, и более приличествует человеку .мысли. Ужасно странно иногда натолкнуться на наши еше столь недавние литературные упражнения в «Новом слове» или «Начале». Боже, как все это кажется давно и по детски наивно! Как смешно встречать этот задорный самоуверенный тон, эти запальчивые нападения на литературных противников, эту наивную уверенность, что мы нашли, наконец, самую настоящую истину, и эта истина заключена в «Капитале» Маркса»” ®. В «Очерках из новейшей истории политической экономии и социализма» (1905), выдержавших при жизни автора шесть изданий, сопоставляя открытые Марксом «законы капиталистического развития», согласно которым рост капиталистического богатства признавался равносильным «накоплению нищеты, .мук труда, рабства, невежества, одичания и нравственного падения рабочего класса», и новейшие факты истории рабочего класса, Туган-Барановский приходил к выводу о несостоятельности этих законов, их несовместимости с реальностью. «Я бы очень .чоте;1, чтобы мы бььти с вами друзьями». (Письма М.И. ТуганБарановского к П.Б. Струве)// Вопросы экономики. 1994. Яг 3. С. 133. 304 |