Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 78]

Тут есть, конечно, некоторое глубокое противоречие, заложенное в самых основах общественной философии Маркса.
Автор «Капитала» преувеличивал значение стихийной стороны исторического процесса и не понимал всей огромной творческой роли в этом процессе живой человеческой личности.
И поэтому, как ученый и мыслитель, как объективный исследователь, он всегда стремился выдвинуть на первый план исторической сцены стихийные силы исторического развития.
Но Маркс был не только мыслителем и объективным исследователем:
51 вместе с тем он был общественным борцом, исполненным ненависти к существующему общественному строю.
Он был пламенным революционером и посвятил всю свою жизнь на дело революции.
Он был человеком не только холодной мысли, но и непоколебимой воли, мощного действия.
И такого же мощного действия он потребовал и от других.
А для этого мыслитель должен был сходить с высот созерцания и призывать людей к борьбе за свои интересы, к борьбе за
социалистический идеал.
Марксистскому социализму, лишенному этического начала, ТуганБарановский противопоставлял этический социализм.
«При всем многообразии различных определений социализма, писал ученый, можно выделить главное, основное звено социалистического
мировоззрения, которое и заключается в утверждении ценности человеческой личности»[117, С.16].
На идее всеобщего равенства, считал ученый, покоится равноценность человеческой личности, независимая от социального положения, которое человек занимает в той или иной социально-экономической системе.
Несмотря на то, что люди рождаются неравные по своим физическим силам, умственным способностям, нравственным наклонностям, вкусам, потребностям и
так далее, идея равенства имеет прочную логическую основу.
Она заключается в идее абсолютной равноценности человеческой личности как «цели в себе».
Каков бы ни был человек, он требует отношения к себе как к некоторой верховной цели.
Идеальное человеческое общество, —подчеркивал Туган-Барановский, —и должно быть таким царством целей.

78
[стр. 211]

ственного плана пролетариата.
Но если, действительно, экономическое развитие, помимо всякого участия человеческого сознания, ведет к торжеству социализма, то зачем рабочему классу принимать участие в борьбе и затрачивать свои силы на достижение того, что все равно неизбежно произойдет? Тут есть, конечно, некоторое глубокое противоречие, заложенное в самых основах общественной философии Маркса.
Автор «Капитала» преувеличивал значение стихийной стороны исторического процесса и не понимал всей огромной творческой роли в этом процессе живой человеческой личности.
И поэтому, как ученый и мыслитель, как объективный исследователь, он всегда стремился выдвинуть на первый план исторической сцены стихийные силы исторического развития.
Но Маркс был не только мыслителем и объективным исследователем:
вместе с тем он был общественным борцом, исполненным ненависти к существующему общественному строю.
Он был пламенным революционером и посвятил всю свою жизнь на дело революции.
Он был человеком не только холодной мысли, но и непоколебимой воли, .мощного действия.
И такого же мощного действия он потребовал и от других.
А для этого мыслитель должен был сходить с высот созерцания и призывать людей к борьбе за свои интересы, к борьбе за
социапистиче179 скии идеал» .
Марксистскому социализму, лишенному этического начала, Туган-Барановский противопоставлял этический социализм.
«При всем многообразии различных определений социализма, писал ученый, можно выделить главное, основное звено социалистического
мировозТугап-Бараповский М.
И.
Современный социализм в своем историческом развити и .-С .1 19-120.
211

[стр.,212]

зрения, которое и заключается в утверждении ценности человеческой личности»'*®.
На идее всеобщего равенства, считал ученый, покоится равноценность человеческой личности, независимая от социального положения, которое человек занимает в той или иной социальноэкономической системе.
Несмотря на т о, что люди рождаются неравные по своим физическим силам, умственным способностям, нравственным наклонностям, вкусам, потребностям и
т.д., идея равенства имеет прочную логическую основу.
Она заключается в идее абсолютной равноценности «человеческой личности» как «цели в себе».
Каков бы ни был человек, он требует отношения к себе как к некоторой верховной цели.
«Идеальное человеческое общество, подчеркивал ТуганБарановский, и должно быть таким царством целей»'*'.

Синтез кантианства и марксизма, свойственный ТуганБараиовскому, проявился, прежде всего, в том, что в центр хозяйственной системы ученый ставит человека, рассматривая его как наиболее активный элемент этой системы.
В целом же хозяйственную практику и ее проблемы ученый рассматривает через призму этического, нравственного сознания.
У каждого общественного класса, отмечал Туган-Барановский, есть свои особые экономические интересы, не совпадающие с интересами других классов.
Но нравственное сознание далеко не равнозначно сознанию своих классовых интересов.
Сущность нравственного одобрения или порицания в том именно и заключается, что известный волевой акт признается хорошим или дурным ради него самого, незавнси.мо Туган-Барановский М.
И.
Совре.менный соииа-чи'з.м в свое.м историческом развитии.
С.
14.
Т а м ж с .-С .
16.
2\:

[Back]