Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 79]

Синтез экономики и социологии, свойственный Туган-Барановскому, проявился, прежде всего, в том, что в центр хозяйственной системы ученый ставит человека, рассматривая его как наиболее активный элемент этой системы.
Всю
хозяйственную практику и ее проблемы ученый рассматривает через призму этического, нравственного сознания человека.
У каждого общественного класса, отмечал
ученый, есть свои особые экономические интересы, не совпадающие с интересами других классов.
Но нравственное сознание далеко не равнозначно сознанию своих классовых интересов.
Сущность нравственного одобрения или порицания в том именно и заключается, что известный волевой акт признается хорошим или дурным ради него самого,
независимо от связанного с ним выгод или невыгод для действующего лица.
И как бы мы ни смотрели на происхождение морали, самый факт указанной ее природы не может никем отвергаться.
Становясь на точку зрения этики, мы получаем
возможность возвыситься над противоположностью интересов, и находим практический интерес, общеобязательный для всех людей с нормальным нравственным сознанием.
Центральной идеей современного этического сознания, писал ТуганБарановский,
—является сформулированная Кантом идея верховной ценности и, как вывод отсюда, равноценности человеческой личности.
Всякая человеческая личность есть верховная цель в себе,
поэтому все люди равны, как носители святости человеческой личности.
Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может быть построена единая политическая экономия: интерес не рабочего, капиталиста или земледельца, а человека вообще, независимо
от принадлежности его к тому или иному классу[111, С.4748].
Разрабатывая собственную концепцию народного хозяйства, ТуганБарановский выделяет две ' основные логические
категории хозяйства, вытекающие из самой природы хозяйственного процесса, — ценность хозяйственного предмета и стоимость.
Неудовлетворенность тем,
что эти категории взаимоисключающе рассматриваются в современной ему 79
[стр. 212]

зрения, которое и заключается в утверждении ценности человеческой личности»'*®.
На идее всеобщего равенства, считал ученый, покоится равноценность человеческой личности, независимая от социального положения, которое человек занимает в той или иной социальноэкономической системе.
Несмотря на т о, что люди рождаются неравные по своим физическим силам, умственным способностям, нравственным наклонностям, вкусам, потребностям и т.д., идея равенства имеет прочную логическую основу.
Она заключается в идее абсолютной равноценности «человеческой личности» как «цели в себе».
Каков бы ни был человек, он требует отношения к себе как к некоторой верховной цели.
«Идеальное человеческое общество, подчеркивал ТуганБарановский, и должно быть таким царством целей»'*'.
Синтез кантианства и марксизма, свойственный ТуганБараиовскому, проявился, прежде всего, в том, что в центр хозяйственной системы ученый ставит человека, рассматривая его как наиболее активный элемент этой системы.
В
целом же хозяйственную практику и ее проблемы ученый рассматривает через призму этического, нравственного сознания.
У каждого общественного класса, отмечал
Туган-Барановский, есть свои особые экономические интересы, не совпадающие с интересами других классов.
Но нравственное сознание далеко не равнозначно сознанию своих классовых интересов.
Сущность нравственного одобрения или порицания в том именно и заключается, что известный волевой акт признается хорошим или дурным ради него самого,
незавнси.мо Туган-Барановский М.
И.
Совре.менный соииа-чи'з.м в свое.м историческом развитии.
С.
14.
Т а м ж с .-С .
16.
2\:

[стр.,213]

от связанного с ним выгод или невыгод для действующего лица.
И как бы мы ни смотрели на происхождение .морали, самый факт указанной ее природы не может никем отвергаться.
Становясь на точку зрения этики, мы получаем,
следовательно, возможность возвыситься над противоположностью интересов, и находим практический интерес, общеобязательный для всех людей с нормальным нравственным сознанием.
«Центральной идеей современного этического сознания, писал Туган-Барановский,
яв;1яется сформулированная Кантом идея верховной ценности и, как вывод отсюда, равноценности человеческой личности.
Всякая человеческая личность есть верховная цель в себе,
почему все люди равны, как носителя святыни человеческой личности.
Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может быть построена единая политическая экономия: интерес не рабочего.
Капиталиста или земледельца, а человека вообще, независимо
I от принадлежности его к тому или иному классу» .
Разрабатывая собственную концепцию народного хозяйства, Туган-Барановский выделяет две основные логические
(по К.
Родбертусу) категории хозяйства, вытекающие из са.мой природы хозяйственного процесса, ценность .хозяйственного предмета и стоимость.
Неудовлетворенность тем,
как эти категории рассматриваются в экономической литературе (либо с объективных, либо с субъективных позиций), побудила его к разработке собственной теории ценности, основанной на соединении элементов трудовой теории ценности (А.
Смит, Д.
Рикардо, К.
Маркс) и предельной полезности (Г.Г.
Госсен, К.
Менгер).
«Теории предельной полезности и трудовая, — писал Туган1*2 Туган-Барановский М.И.
Основы политической экономии.
М.: Российская политическая энциклопедия, 1998.С.
47-48.
213

[Back]