Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 82]

оно должно быть дополнено началом сознательного творчества.
Создание новых форм хозяйства, которые могли бы послужить опорными пунктами для перестройки существующей хозяйственной системы
на новых началах, имеет чрезвычайно важное значение.
И потому чисто политическая программа «Коммунистического манифеста» требует необходимых дополнений: муниципальный социализм, кооперативное движение, а также и рабочие союзы, воспитывающие рабочую массу, составляют существенное условие успешного перехода к социалистическому укладу.

Туган-Барановский считал ошибочным утверждение, что будто бы социализм непременно требует обобществления всех орудий труда (средств производства).
И при господстве социализма известная часть производства останется в частном владении.
С другой стороны, по
отношению к очень многим предметам потребления частное владение в социалистическом обществе ни в каком случае допущено быть не может.
Уже и теперь очень многое, служащее для непосредственного .наслаждения и пользы, находится в свободном и общем пользовании всех, например, общественные музеи, картинные галереи, городские парки и пр.
В социалистическом обществе такое свободное пользование различными источниками наслаждения должно чрезвычайно возрасти.
Другие предметы потребления, как, например, жилые дома, должны перейти в собственность всего общества, и только пользование ими должно быть
1 предоставлено за известную плату отдельным лицам.
«Таким образом, — констатировал ученый, — в социалистическом обществе будут три группы предметов потребления: одни предметы будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет свободно предоставлено всем; другие будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет предоставлено отдельным лицам за известную плату и, наконец, третьи будут находиться во владении отдельных
лиц»[114, С.
18].
! Делая попытку определить принципиальные различия между социализмом и коммунизмом, Туган-Барановский отмечал, что среди различных социалистических систем, в широком смысле слова, легко отличить два типа.
В
82 I
[стр. 219]

вития мало; оно должно оыть дополнено началом сознательного творчества.
Создание новых форм хозяйства, которые могли бы послужить опорными пунктами для перестройки существующей хозяйственной систе.мы
иа новых началах, имеет чрезвычайно важное значение.
И потому чисто политическая программа «Коммунистического манифеста» требует необходимых дополнений: муниципальный социализм, кооперативное движение, а также и рабочие союзы, воспитывающие рабочую массу, составляют существенное условие успешного перехода к социалистическому укладу.

Большой интерес представляет трактовка Туган-Барановским главнейших принципов социализма, а также классификация социалистических учений {«различных систем социалистического строя»).
Сопоставляя различные модели социализма (социализма в узком смысле) и коммунизма, Туган-Барановский отмечал, что социализм в узко.м смысле требует перехода в обшественную собственность только средств производства, допуская частную собственность на предметы потребления, между те.м как коммунизм требует совершенного уничтожения частной собственности как на средства производства, так и на пред.меты потребления.
Но это не совсе.м верно, поскольку нельзя строго разграничивать средства производства от предметов потребления.
Одни и те же предметы могут быть в одних случаях предметами потребления, а в других —средствами производства.
Неверным Туган-Барановский считал также и то, что будто бы социализм непременно требует обобществления всех орудий труда (средств производства).
И при господстве социализма известная часть производства останется в частном владении.
С другой стороны, по
от219

[стр.,220]

ношению к очень многим предметам потребления частное владение в социалистическом обществе ни в каком случае допущено быть не может.
Уже и теперь очень многое, служащее для непосредственного наслаждения и пользы, находится в свободном и общем пользовании всех, например, общественные музеи, картинные галереи, городские парки и пр.
В социалистическом обществе такое свободное пользование различными источниками наслаждения должно чрезвычайной возрасти.
Другие предметы потребления, как, например, жилые дома, должны перейти в собственность всего общества, и только пользование ими должно быть
предоставлено за известную плату, отдельным лицам.
«Таким образом, констатировал ученый, в социалистическом обществе будут три группы предметов потребления; одни предметы будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет свободно предоставлено всем; другие будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет предоставлено отдельным лицам за известную плату и, наконец, третьи будут находиться во владении отдельных
лиц».'*® Делая попытку определить принципиальные различия между социализмом и коммунизмом, Туган-Барановский отмечал, что среди различных социалистических систем, в широком смысле слова, легко отличить два типа.
В
одних системах нормируются те.м или другим способом доходы отдельных лиц, т.е.
устанавливается общая сумма ценности, которой данное лицо .может располагать апя своего потребления: согласно другим систе.мам доходы отдельных лиц совершенно не нор.мируются, и даже устраняется самое понятие дохода, как определенной Туган-Барановский М.И.
Социа.’1изм как поло-,кительное учение.
Иг..
1918.
С.
18.
220

[Back]