одних системах нормируются тем или другим способом доходы отдельных лиц, т.е. устанавливается общая сумма ценности, которой данное лицо может * располагать для своего потребления: согласно другим системам доходы отдельных лиц совершенно не нормируются, и даже устраняется самое понятие дохода, как определенной суммы ценности, а нормируется непосредственно потребление или же потребление признается совершенно свободным. При системах первого типа распределение продуктов обязательно совершается при помощи той или иной системы денег, хотя бы только идеальных: каждая отдельная личность расходует свой доход потребляет в пределах ценности, которой располагает, для чего требуется, в свою очередь, точное сравнение ценности потребляемой вещи с общей ценностью дохода* потребляющего лица, и расходование этой последней ценности данным лицом для приобретения предметов потребления. Поэтому, при системах этого типа, предметы потребления должны иметь свою цену, цена де должна быть выражена в каких-либо единицах. Иными словами, деньги, как мерило цен и как покупательное средство, являются в системах этого типа необходимым орудием распределения продуктов. В системах второго типа, предоставляющих полную свободу потреблению или же нормирующих не доходы, но непосредственно потребление, деньги совершенно не нужны в качестве орудия распределения. Общественное хозяйство в системах первого типа есть денежное хозяйство, в системах второго типа натуральное хозяйство. «Различие это глубоко и принципиально и именно к нему следует приурочить деление социализма и коммунизма. Где имеется категория личного дохода, там мы имеем дело с социалистической системой; где этой категории нет, там перед нами коммунизм. Исходя из указанного признака можно с полной определенностью разграничить социализм (в узком смысле) от коммунизма. При социалистическом строе потребление регулируется доходом; при коммунистическом —потребление или совершенно свободно или же регулируется непосредственным распределением продуктов в натуральном виде между отдельными лицами»[114, С. 19].' 83 |
ношению к очень многим предметам потребления частное владение в социалистическом обществе ни в каком случае допущено быть не может. Уже и теперь очень многое, служащее для непосредственного наслаждения и пользы, находится в свободном и общем пользовании всех, например, общественные музеи, картинные галереи, городские парки и пр. В социалистическом обществе такое свободное пользование различными источниками наслаждения должно чрезвычайной возрасти. Другие предметы потребления, как, например, жилые дома, должны перейти в собственность всего общества, и только пользование ими должно быть предоставлено за известную плату, отдельным лицам. «Таким образом, констатировал ученый, в социалистическом обществе будут три группы предметов потребления; одни предметы будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет свободно предоставлено всем; другие будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет предоставлено отдельным лицам за известную плату и, наконец, третьи будут находиться во владении отдельных лиц».'*® Делая попытку определить принципиальные различия между социализмом и коммунизмом, Туган-Барановский отмечал, что среди различных социалистических систем, в широком смысле слова, легко отличить два типа. В одних системах нормируются те.м или другим способом доходы отдельных лиц, т.е. устанавливается общая сумма ценности, которой данное лицо .может располагать апя своего потребления: согласно другим систе.мам доходы отдельных лиц совершенно не нор.мируются, и даже устраняется самое понятие дохода, как определенной Туган-Барановский М.И. Социа.’1изм как поло-,кительное учение. Иг.. 1918. С. 18. 220 суммы ценности, а нормируется непосредственно потреоленне или же потребление признается совершенно свободным. При системах первого типа распределение продуктов обязательно совершается при помощи той или иной системы денег, хотя бы только идеальных: каждая отдельная личность расходует свой доход потребляет в пределах ценности, которой располагает, для чего требуется, в свою очередь, точное сравнение ценности потребляемой веши с обшей ценностью дохода потребляющего лица, и расходование этой последней ценности данным лицом для приобретения предметов потребления. Поэтому, при системах этого типа, предметы потребления должны иметь свою цену, цена де должна быть выражена в каких-либо единицах. Иными словами, деньги, как мерило цен и как покупательное средство, являются в систе.мах этого типа необходимым орудием распределения продуктов. В системах второго типа, предоставляющих полную свободу потреблению или же нормирующих не доходы, но непосредственно потребление, деньги совершенно не нужны в качестве орудия распределения. Общественное хозяйство в системах первого типа есть денежное хозяйство, в систе.мах второго типа натуральное хозяйство. «Различие это глубоко и принципиально и именно к нему следует приурочить деление социализма и коммунизма. Где имеется категория личного дохода, там мы имеем дело с социалистической системой; где этой категории нет, там перед нами коммунизм. .Исходя из указанного признака можно с полной определенностью разграничить социализм (в узком смысле) от коммунизма. При социалистическом строе потребление регулируется доходом; при ком.мунистическом потребление или совершенно свободно или же регулируется непосредственным распре221 |