Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 84]

! Данная Туган-Барановским классификация социализма (социализма в узком смысле) выделяла четыре основных разновидности «систем социалистического строя»: а) государственный социализм; б) синдикальный социализм; в) коммунальный социализм; г) анархический социализм.
Признавая основоположниками государственного социализма нового времени сен-симонистов, Туган-Барановский указывал, что именно школа СенСимона выдвинула ту мысль, что преобразование общественного строя в интересах рабочих масс может совершиться лишь путем государственной организации общественного хозяйства на социалистических началах.

Критикуя существующие экономические порядки,
сенсимонисты утверждали, что при господстве свободной конкуренции нет гарантии, что предприниматель удачно выполнит свои общественные обязанности по удовлетворению общественного спроса путем доставки обществу необходимых продуктов.
Более того, при господстве свободной конкуренции и отсутствии общественного руководства народным хозяйством во главе предприятий становятся не те люди, которые наиболее способны именно к данному делу, но люди совершенно случайные, благодаря случайности рождения в среде данного
класса располагающие требуемыми капиталами.
Наконец,
вознаграждение, получаемое предпринимателями, их предпринимательский доход, находится в соответствии не с действительной пользой, приносимой каждым из них обществу, а с капиталами, которыми каждый из них располагает.
Владельцы средств производства облагают общество данью в свою пользу, и эта дань тяжело ложится на трудящиеся классы общества.

Видя высшую цель общественного развития в образовании всемирной
ассоциации трудящегося человечества, сенсимонисты считали, что современное государство должно в корне изменить свой характер.
Если теперь оно преследует цель насилия, то в будущем оно будет существовать для мирной организации
84
[стр. 222]

делением продуктов в натуральном виде между отдельными лицами»™ Данная Туган-Барановским классификация социализма (социализма в узком смысле) выделяла четыре основных разновидности «систем социалистического строя»: □ государственный социализм; □ синдикальный социализм; □ коммунальный социализм; □ анархический социализм.
Характеризуя государственный (коллективистический) социализм, к которому Туган-Барановский относил социализм сенсимонистов, социалистическое учение Пекёра, социализм Родбертуса, централистский социализм марксистов, коллективистический социализ.м Беллами, ученый выделял общее и особенное в каждой из рассматриваемых систем.
Признавая основоположниками государственного социализма нового времени сен-симонистов, Туган-Барановский указывал, что именно школа Сен-Симона выдвинула ту мысль, что преобразование общественного строя в интересах рабочих масс'может совершиться лишь путе.м государственной организации общественного хозяйства на социалистических началах.

И хотя сам Сен-Симон не был в строгом смысле слова социалистом и никакого плана социалистического устройства общества после себя не оставил, его ученики, прежде всего Базар и Анфантэн, довершили дело учителя и создали стройную социалистическую систему, пронию1утую как в своей критической части, так и в поТуган-Вараиовский М.И.
Социализм как положительное учение.
С.
19.
222

[стр.,223]

ложительнои единым духом признания солидарности и взаимного подчинения людей необходимой основой общественного союза.
Критикуя существующие экономические порядки,
сен-симоиисты утверждали, что при господстве свободной конкуренции нет гарантии, что предприниматель удачно выполнит свои общественные обязанности по удовлетворению общественного спроса путем доставки обществу необходимых продуктов.
Более того, при господстве свободной конкуренции и отсутствии общественного руководства народным хозяйством во главе предприятий становятся не те люди, которые наиболее способны именно к данному делу, но люди совершенно случайные, благодаря случайности рождения в среде данного
класса располагающие требуемыми капиталами.
Наконец,
вознагрансденне, получае.мое предпринимателями, их предпринимательский доход, находится в соответствии не с действительной пользой, приносимой каждым из них обществу, а с капиталами, которыми каждый из них располагает.
Владельцы средств производства облагают общество данью в свою пользу, и эта дань тяжело ложится на трудящиеся классы общества.

На основании всего этого Базар и Анфантэн делали вывод о том, что вызывающие изумление результаты современного хозяйства будут во .много раз превзойдены, если эксплуатация природы была бы урегулирована и подчинена обще.му плану.
Видя высшую цель общественного развития в образовании всемирной
ассоциагши трудящегося человечества, сен-симонисты считали, что современное государство должно в корне изменить свой характер.
Если теперь оно преследует цель насилия, то в будущем оно будет существовать для мирной организации
общественного труда.
223

[Back]