Проверяемый текст
Ледович, Татьяна Сергеевна. Модели социально ориентированного рыночного хозяйства в творческом наследии российских экономистов конца XIX - начала XX века (Диссертация 2003)
[стр. 94]

и единственно возможным средством для поднятия их экономического благосостояния»!^116, С.345].
При этом трудовую кооперацию в сельском хозяйстве Туган-Барановский рассматривал как путь к созданию крупного сельскохозяйственного социалистического производства, отдавая ему предпочтение в сравнении с мелким капиталистическим сельскохозяйственным производством.
Социалистическая
община должна иметь характер автономной хозяйственной организации, живущей в значительной мере своими собственными продуктами.
Она не будет верховным хозяином своих средств производства: над
I общиной будет социалистическое государство.
Подобно тому, как государство предоставляет на известных условиях средства производства производительным ассоциациям, точно .также государство будет поступать и по отношению к общинам.
Верховным хозяином земли, которой пользуется данная община, останется все общество в лице государства.
Туган-Барановский был убежден, что социалистическое государство будущего не должно устранить единоличное производство.
Социализм, считал ученый, должен предоставить каждому полную свободу работать единолично или в
общей группе, при одном, однако, существенном условии, чтобы не * * происходило непроизводительной растраты общественных средств производства.
«Если индивидуальный производитель обеспечивает обществу требуемое количество продукта, —
писал Туган-Барановский, — то общество не имеет никаких оснований отказывать данному лицу в возможности работать единолично.
И поэтому нужно предположить, что в социалистическом обществе наряду с общинами, в которых значительная часть общественного труда будет кооперирована, будут и единоличные сельские хозяйства, только в некоторых отношениях хозяйственно связанные с
общинами»[114, С.93].
Рассматривая хозяйственный механизм будущего социалистического общества, Туган-Барановский обращал особое внимание на изменении роли труда при социализме.
По отношению к труду, указывал он, социалистическое общество будет представлять резкий контраст с
капиталистическим.
В настоящее 94 ч
[стр. 241]

дарственной организации труда), то члены кооператива обязываются возместить государству недостающую ценность из собственного трудового дохода.
Возникшие таким образом трудовые кооперативы будут двоякого рода: одни из них будут объединять производителей того же продукта, другие будут объединять производителей различных продуктов, удовлетворяющих потребности членов трудовой группы.
Кооперативы первого рода образуют собой производительные ассоциации, кооперативы второго рода общины.
Областью производительных ассоциаций явится промышленность, областью обшин сельское хозяйство.
Если в промышленном производстве трудовая кооперация должна стать скорее исключением, чем правилом, то в сельском хозяйстве она должна получить са.мое широкое развитие.
«Для крестьян, писал Туган-Барановский в работе «Социальные основы кооперации», кооперация является незаменимым и единственно возможным средством для поднятия их экономического благосостояния»®”*.
При этом трудовую кооперацию в сельском хозяйстве ТуганБарановский рассматривал как путь к созданию крупного сельскохозяйственного социалистического производства, отдавая ему предпочтение в сравнении с мелким капиталистическим сельскохозяйственным производством.
Социалистическая
общииа должна иметь характер автономной хозяйственной организации, живущей в значительной мере своими собственными продуктами.
Она не будет верховным хозяином своих средств производства: над
общиной будет социалистическое государстТуган-Барановский М.И.
Социхэьные основы кооперации.
М., 1916.
—С.
345.
241

[стр.,242]

во.
Подобно тому, как государство предоставляет на известных условиях средства производства производительным ассоциациям, точно также государство будет поступать и по отношению к общинам.
Верховным хозяином земли, которой пользуется данная община, останется все общество в лице государства.
Туган-Барановский был убежден, что социалистическое государство будущего не должно устранить единоличное производство.
Социализм, считал ученый, должен предоставить каждому полную свободу работать единолично или в
обшей группе, при одном, однако, существенном условии, чтобы не происходило непроизводительной растраты общественных средств производства.
«Если индивидуальный производитель обеспечивает обществу требуемое количество продукта,
писал Туган-Барановский, то общество не имеет никаких оснований отказывать данному лицу в воз.можности работать единолично.
И поэтому нужно предположить, что в социалистическом обществе наряду с общинами, в которых значительная часть общественного труда будет кооперирована, будут и единоличные сельские хозяйства, только в некоторых отношениях хозяйственно связанные с
общинами»™*.
Будущее социалистическое общество, подчеркивал ученый, должно стать очень сложной хозяйственной системой, построенной на различных принципах.
Необходимость в этой сложности он объяснял сложностью целей и задач человеческого общества и, прежде всего, основной двойственностью этих целей.
Двойственность эта вытекает из двойственности личности и общества.
Пока человеческая природа не Таган-Барановский М.И.
Социализм как положите.1 Ьное учение.
—С.
93.
242

[стр.,243]

испытает полного изменения, интерес отдельной личности не оудет совпадать вполне и без остатка с интересом общественного целого социализм не возможен.
Отсюда и вытекает двойственность задач социалистического общества: с одной стороны, оно должно стремиться к возможно более полному удовлетворению всех общественных потребностей; с другой стороны, оно должно возможно полнее обеспечивать свободу каждого.
«Задачей социалистического строя, писал Туган-Барановский, является возможно полное примирение двух противоположных начал — свободы личности и господства общественности; не подчинение личности обществу и не подчинение общества личности, а наибольшее примирение этих начал.
Иначе говоря, создание возможно более благоприятных условий для самого широкого развития каждой человеческой личности во всей ее сложности и полноте, но без ущерба развитию других человеческих личностей, принадлежащих к тому же общественному союзу, охватывающему собой, в идеале, все человечество, все разумные существа»’"®.
Рассматривая .хозяйственный механизм будущего социалистического общества, Туган-Барановский обращал особое внимание на изменении роли труда при социализме.
По отношению к труду, указывал он, социалистическое общество будет представлять резкий контраст с
современным капиталистическим.
В настоящее время руководитель процесса производства капиталист —ведет хозяйство не своим, а чужим трудом; трудовая затрата для него облекается в форму затраты капитала и, сама по себе, вне затраты капитала, исчезает из области его Туган-Барановский М.И.
Социализм как положительное учение.
С.
95-96.
243

[Back]