принципов справедливости и права народов, а к третьей те народы, которые не в состоянии в силу исторических, геополитических или иных причин достичь условий, необходимых для их успешного развития до уровня хорошо организованных. Следует отметить, что именно данная идеологема лежит в основе современной социально-философской доктрины либерализма. По нашему мнению, ее основной негативный потенциал заложен в игнорировании контекста самобытности, в силу чего и проблема суверенности ставится в зависимость от уровня достижения универсального концепта прав и справедливости, что, по сути дела, означает отказ нелиберальным обществам в реализации права на суверенитет, то есть —права как такового. В этом смысле диалог цивилизаций101 превращается в диктат одной цивилизации, утрачивая онтологическую обусловленность мировой политикой как 103 инструментом управления международной жизнью , становящейся политикой без права (бесправия). В контексте теории Дж. Роллза Россия, воспринявшая и институализировавшая принципы западной демократии, сегодня должна быть отнесена к обремененным обществам. Действительно, Конституция Российской Федерации 1993 г. отразила принципиально новые идеи, ценности и задачи, составляющие содержание государственной политики. Действующую государственно-правовую идеологию можно определить как либерально-демократическую. «Правовая идеология, являющаяся частью 101 См.: Следзевский И.В. Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики // Общественные науки и современность. 2011. № 2. 102 См.: Дынин Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентного // Вопросы философии. 2010. № 6. 103 См.: Нагорнов В.А., Лагутина М.Л. Мировая политика как инструмент управления новой системой международных отношений // Вестник международных организаций. 2011. № 1. 101 |
ст. 15 Конституции Российской Федерации, обладают приоритетом перед положениями внутригосударственного законодательства (как федерального, так и регионального), исключая, согласно рассмотренному решению Конституционного Суда Российской Федерации, положения самой Конституции, на которую данный принцип не распространяется. Таким образом, общий принцип приоритета международно-правовых требований перед нормами национального законодательства не действует, «если он ведет к снижению уровня демократических гарантий, получивших закрепление в соответствующих институтах российского муниципального права на уровне Конституции или федеральных законов» . В современном мире вновь отмечается рост идеологической борьбы, преследующей цель подрыва идеологических основ суверенитета государства. О важности идеологической составляющей государственного суверенитета говорит опыт внедрения в общественную и государственную практику либеральной идеологии, оказывавшей не всегда позитивное влияние на социально-экономическую, политическую, правовую сферы, и в итоге расшатавшей государственный суверенитет России в силу ее социокультурного несоответствия традиционным ценностям русского народа. Действительно, Конституция Российской Федерации 1993 г. отразила принципиально новые идеи, ценности и задачи, составляющие содержание государственной политики. Действующую государственно-правовую идео* логию можно определить как либерально-демократическую. «Правовая идеология, являющаяся частью последней, может быть названа “индивидуаМуниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 51. 37 |