Проверяемый текст
Мелешкина, Татьяна Сергеевна. Политико-правовые механизмы защиты суверенитета Российского государства (Диссертация 2008)
[стр. 113]

государственному суверенитету.
Таким образом, суверенитет народа (нации) есть не что иное как суверенитет государства, образованного народом (нацией).

«Суверенитет народа или нации это то же, что суверенитет государства, отмечает Ф.Ф.
Конев.
И наоборот, государственный суверенитет —это то же, что и суверенитет всего народа, принадлежащего государству, образующего государство» .
Народный суверенитет означает всего лишь «существование нации, созревшей до контроля над собственным государством и ограничивающей произвол (но не суверенитет) правящих “верхов”, олицетворяющих это государство.
Нация становится соучастником, а затем и практически
122 единственным источником феномена под названием “суверенитет » .
Укрепление российского суверенитета объективно предполагает отказ от опасных попыток приписать суверенитет каким-либо иным политическим субъектам, кроме государства.
В противном случае появляется поле для конкуренции разнородных суверенитетов (например, государственного
суверенитета и народного суверенитета).
Суверенитет должен быть признан только за государством, независимо от способов его обеспечения (договор, международное признание, поддержка народа и т.п.).
Что касается этнического измерения «национального суверенитета», предполагающего полновластие конкретной национальности, включая самостоятельность в решении вопроса о формах самоопределения, то в условиях многонационального Российского государства его признание неизбежно повлечет за собой распад государства.
К тому же действующая Конституция РФ, не предусматривающая права на сецессию, и законодательство России, не позволяющее этносам самоопределиться даже в
Конев Ф.Ф.
Суверенитет: народный или национальный? // Конституционное и муниципальное право.
2005.
№ 6.

2 Кольев А.Н.
Нация и государство.
Теория консервативной реконструкции.
М.,
2005.
С.
265.
113
[стр. 42]

трактовка нам неверной.
На наш взгляд, спорной является возможность сосуществования на одной территории государственного суверенитета, суверенитета народа и множества национальных суверенитетов, каждый из которых обладает верховенством и независимостью.
Многонациональный российский народ, согласно Конституции РФ, является единственным источником власти и носителем суверенитета Российской Федерации (т.е.
государственного суверенитета).
Общегражданское понятие «национального суверенитета» как полновластия всего народа (нации), т.е.
общности людей, объединенных общей территорией проживания в рамках государства, тождественно государственному суверенитету.
Таким образом, суверенитет народа (нации) есть не что иное, как суверенитет государства, образованного народом (нацией).
«Суверенитет народа или нации —это то же, что суверенитет государства, —отмечает Ф.Ф.
Конев.
—И наоборот государственный суверенитет —это то же, что и суверенитет всего народа, принадлежащего государству, образующего государство» .
Народный суверенитет означает всего лишь «существование нации, созревшей до контроля над собственным государством и ограничивающей произвол (но не суверенитет) правящих “верхов», олицетворяющих это государство.
Нация становится соучастником, а затем и практически
единственным ^7 источником феномена под названием “суверенитет”» .
Укрепление российского суверенитета объективно предполагает отказ от опасных попыток приписать суверенитет каким-либо иным политическим субъектам, кроме государства.
В противном случае появляется поле для конкуренции разнородных суверенитетов (например, государственного
сувере56 Конев Ф.Ф.
Суверенитет: народный или национальный? // Конституционное и муниципальное право.
2005.
№6.

57 Кольев А.Н.
Нация и государство.
Теория консервативной реконструкции.
М.:
Логос, 2005.
С.
265.
42

[стр.,43]

нитета и народного суверенитета).
Суверенитет должен быть признан только за государством, независимо от способов его обеспечения (договор, международное признание, поддержка народа и т.п.).
Что касается этнического измерения «национального суверенитета», предполагающего полновластие конкретной национальности, включая самостоятельность в решении вопроса о формах самоопределения, то в условиях многонационального Российского государства его признание неизбежно повлечет за собой распад государства.
К тому же действующая Конституция РФ, не предусматривающая права на сецессию, и законодательство России, не позволяющее этносам самоопределиться даже в
качестве субъекта Российской Федерации, не дают, оснований говорить о полновластии, самостоятельности и независимости народов, без чего их суверенитет невозможен.
Иная точка зрения отстаивается П.А.
Астафичевым, который опасается, что отождествление народа и нации повлечет за собой стирание границ между народным суверенитетом и суверенитетом национальным, а значит, и от58 рицание права наций на самоопределение .
Как представляется, сомнительно само существование национального суверенитета (суверенитета группы людей одной национальности) и тем более их право на самоопределение.
Таким образом, разграничение государственного, народного и национального (в общегражданском смысле) суверенитета нецелесообразно.
Как справедливо отмечает В.О.
Двадненко, «расчленение суверенитета на так называемые виды возможно лишь в чисто лабораторных исследовательских целях.
В реальной жизни понятие суверенитета едино» .
Суверенитет не может принадлежать отдельным этносам, социальным группам, но только всему Астафичев П.А.
Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения // Конституционное и муниципальное право.
2004.
№4.
С.
2-4.
Двадненко В.О.
Конституционные основы российского федерализма: Дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Ростов/Д, 2003.
С.
119.
43

[стр.,111]

ские ориентиры государственного и общественного развития.
О важности идеологической составляющей государственного суверенитета говорит опыт внедрения в общественную и государственную практику либеральной идеологии, оказывавшей не всегда позитивное влияние на социальноэкономическую, политическую, правовую сферы, и в итоге расшатавшей го-I сударственный суверенитет России в силу ее социокультурного несоответствия традиционным ценностям русского народа.
Идеологический суверенитет России должен обеспечивать государству возможность самостоятельно устанавливать принципы ограничения личной свободы, сбалансировать индивидуальные личностные ценностные установки с ценностями общесоциальными и общегосударственными.
Несмотря на широко распространенное в специальной литературе мнение о различной природе и содержании государственного, народного и национального суверенитета, их разграничение нецелесообразно.
Многонациональный российский народ, согласно Конституции РФ, является единственным источником власти и носителем суверенитета Российской Федерации (т.е.
государственного суверенитета).
Общегражданское понятие национального суверенитета как полновластия всего народа (нации), т.е.
общности людей, объединенных общей территорией проживания в рамках государства, тождественно государственному суверенитету.
Таким образом, суверенитет народа (нации) есть не что иное, как суверенитет государства, образованного народом (нацией).

Что касается этнического измерения «национального суверенитета», предполагающего полновластие конкретной национальности, включая самостоятельность в решении вопроса о формах самоопределения, то в условиях многонационального Российского государства его признание неизбежно повлечет за собой распад государства.
К тому же действующая Конституция РФ, не предусматривающая права на сецессию, и законодательство России, не позволяющее этносам самоопределиться даже в
качестве субъекта РосIII

[Back]