порядок в государственных институтах и структурах. Государство, его интересы, ценности и потребности являются основой и непоколебимым признаком существования организованного социума. С точки зрения этого подхода, государство посредством нормативноправовой системы устанавливает должный порядок (правопорядок), объединяющий и репрезентирующий общественно значимые интересы и потребности, направляющий волю и сознание всех граждан к достижению определенных ценностей и задач. Организация всей социально-политической жизнедеятельности общества происходит по государственно установленным приоритетам развития, а частное, индивидуальное и коллективное, а также международные требования и стандарты выстраиваются или отвергаются суверенным государством. Поэтому все общественные институты и структуры выстраиваются государством, являются его продолжением на уровне системы гражданского общества, а значит, государственные образцы и приоритеты являются господствующими в функционировании и развитии любого общественного или политического института. Устанавливается исключительное право суверенной власти на определение границ своих действий и ограничений. Так, например, с точки зрения государственного мировидения, «стабильность социума прежде всего зависит от той его части, которая осуществляет реализацию управленческих функций и своей фактической деятельностью определяет природу долженствования в социальной сфере. При этом именно власть заинтересована в самоограничении, поскольку неограниченность власти является объективной предпосылкой ее кризиса и неизбежной гибели в дальнейшем» . Политико-правовой подход, сформированный в рамках западноевропейской социально-философской традиции, основан на 7А Ромашов Р.А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. 2001. № 6. С. 93. 28 |
ляются основой и непоколебимым идеалом существования организованного социума. Ярким примером последней доктрины являются теоретические взгляды Б. Муссолини на сущность и социальное значение государства. Так, он отмечает, что государство «принимает индивидуальное лишь настолько, насколько его интересы совпадают с интересами государства, которое олицетворяет совесть и универсальную волю человека как историчеЧ У скои сущности... вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей, либо они имеют ценность значительно меньшую... Государство синтез и объединение, включающее в себя все ценности, объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа»” . С точки зрения этого подхода, государство посредством нормативноправовой системы устанавливает должный, искусственный порядок (правопорядок), аккумулирующий и репрезентирующий публично значимые интересы и потребности, направляющий волю и сознание всех граждан к достижению определенных ценностей и задач. При этом происходит организация всей социально-политической жизнедеятельности общества по государственно установленным приоритетам развития, а частное, индивидуальное и коллективное, а также международные требования и стандарты выстраиваются или нивелируются суверенным государством. И, как следствие, все общественные институты и структуры выстраиваются «возле» государства, являются его продолжением на уровне организации гражданского общества, следовательно, государственные стандарты и приоритеты являются доминирующими в функционировании и развитии любого общественного или политического института. Перманентным категориальным рядом в обосновании суверенной власти являются стабильность, безопасность, правопорядок. В данном слу28 Муссолини Б. Доктрина фашизма // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 659. 27 чае устанавливается исключительное право суверенной власти на определение границ своих действий и ограничений. Так, например, с точки зрения этатического мировидения «...стабильность социума, прежде всего, зависит от той его части, которая осуществляет реализацию управленческих функций и своей фактической деятельностью определяет природу долженствования в социальной сфере. При этом именно власть заинтересована в самоограничении, поскольку неограниченность власти является объективной предпосылкой ее кризиса и неизбежной гибели в дальнейшем». Этатистский подход, сформированный в рамках западноевропейской цивилизации, основан на противопоставлении двух политических тел: суверенного главы государства, являющегося институциональным представителем всей государственной организации —с одной стороны, и общества — с другой. Справедливо в этом плане отмечает А.Н. Кольев, что «в европейском политическом менталитете укоренялось обыкновение извлекать институты публичной власти (вместе с занятыми в них лицами) из пространства политического сообщества, противопоставлять властвующих подвластным, возносить институт публичной власти над всем политическим сообществом —часть над целым, институты государства над нацией» . Выше рассмотренные измерения и подходы отражают различные аспекты в концептуальной интерпретации суверенитета государственной власти. По нашему мнению, суверенитет отражает свойство, одну из качественных характеристик государственной власти, которая, без сомнения, может варьироваться в зависимости от геоюридического и геополитического положения страны, тем не менее, сохраняя свои базовые характеристики. Причем данная качественная характеристика является основой “ Ромашов Р.А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. 2001. № 6. 30 Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2005. С. 231. |