Проверяемый текст
Волков, Владимир Николаевич. Суверенизация институтов российской государственной власти в условиях глобальной политико-правовой унификации (Диссертация 2008)
[стр. 63]

институтов.
При этом утверждается, что институт церкви опосредует и освящает действия главы государства, оформляет религиозно-политический правопорядок.
Все это привело к утверждению, что «...единственным институтом, способным поддержать на Западе хоть какое-то подобие общественного
порядка и сохранить культуру, оказалась Церковь, а “епископ римский”, будучи традиционно духовным главой имперской метрополии, постепенно прибрал к рукам целый ряд привилегий и полномочий, коими ранее были облечены римские императоры.
Церковь не только взвалила на себя груз разнообразных правительственных функций, но и стала единственной покровительницей знаний и искусств: духовенство стало единственным образованным сословием, а папа верховным и священным авторитетом, который
своею властью мог санкционировать и помазание, и отлучение королей и императоров»60.
Эти теоретические модификации термина «суверенитет», политическая конфронтация между монархическим институтом и церковью в конечном итоге уже в контексте теологического подхода обусловили смешение в сторону светского обоснования права суверенности.
Суверенность обосновывается уже не только с точки зрения божественного права, но и в контексте действующего позитивного права.
Так, например, данная тенденция отчетливо прослеживается в высказывании Карла I: «Помните, я ваш король, ваш законный король.
Мои полномочия унаследованы по закону, вручены мне самим Богом.
Я не передам их новой незаконной власти» .
2.
Рационалистический (прагматический) подход.
По мере вытеснения религиозного в область частного, приватного субъективного опыта политическое устройство высвобождается от теологической интерпретации
60Тарнас Р.
История западного мышления.
М., 1995.
С.
65.

61 Цит.
по: Серебрякова М.Ю.
Судебный процесс над Карлом I Стюартом // Правоведение.
1989.
№ 3.

63
[стр. 19]

мысляется и институционализируется по принципу «монарх-подданные»: «Он означает отдельную и трансцендентно верховную власть находящуюся не на вершине, но над вершиной» .
Следовательно, власть монарха является суверенной потому, что она верховна и независима по отношению к человеческим законам (позитивному праву), существующей светской и религиозной организации, он творец и высший источник всякого институционально-правового и властного.
Однако юридическая независимость суверена вовсе не означает фактической ограниченности его действий требованиями морали, нравственности, справедливости .
Отсутствие жесткой политико-правовой связи между монархом и народом, т.е.
взаимных юридических прав и обязанностей, предполагает, что существует два политических тела суверенный монарх и подданные, где духовно-нравственные и традиционно-культурные нормы и доминанты выступают ориентиром и критерием их взаимодействия.
Поэтому в силу того, что: «нравственные нормы, как и моральные, не имеют обязательной юридической силы, и их несоблюдение не влечет юридической ответственности» позволило многим правоведам отождествлять суверенитет с абсолютной властью .
Отсюда в последующих интерпретациях суверенитета, в рамках теологического подхода, обосновывается необходимость контроля за социально-властной деятельностью монарха со стороны церковных институтов.
При этом утверждается, что институт церкви опосредует и освящает действия главы государства, оформляет религиозно-политический правопорядок.
Все это привело к утверждению, что «единственным институтом, способным поддержать на Западе хоть какое-то подобие общественного
поМаритен Ж.
Человек и государство.
М., 2000.
С.
41.
См.
подробнее об этом: Хеффе О.
Справедливость: Философское введение.
М., 2007.
См.
подробнее: Маритен Ж.
Указ.
соч.
С.
53.
19

[стр.,20]

рядка и сохранить культуру, оказалась Церковь, а “епископ римский”, будучи традиционно духовным главой имперской метрополии, постепенно прибрал к рукам целый ряд привилегий и полномочий, коими ранее были облечены римские императоры.
Церковь не только взвалила на себя груз разнообразных правительственных функций, но и стала единственной покровительницей знаний и искусств: духовенство стало единственным образованным сословием, а папа —верховным и священным авторитетом, ко
торыи своею властью мог санкционировать и помазание, и отлучение королей и императоров» .
Эти теоретические модификации термина «суверенитет», политическая конфронтация между монархическим институтом и церковью в конечном итоге уже в контексте теологического подхода обусловили смешение в сторону светского обоснования права суверенности.
Суверенность обосновывается уже не только с точки зрения божественного права, но и в контексте действующего позитивного права.
Так, например, данная тенденция отчетливо прослеживается в высказывании Карла I: «Помните, я ваш король, ваш законный король.
Мои полномочия унаследованы по закону, вручены мне самим Богом.
Я не передам их новой незаконной власти» .
2.
Рационалистический (прагматический) подход.
По мере вытеснения религиозного в область частного, приватного субъективного опыта политическое устройство высвобождается от теологической интерпретации
различных циональныи характер.
Неоформленность национального государства как в политической рефлексии и институциональной практике не позволяло еще помыслить политическое единство в пространственных (государственно-территоТарнас Р.
История западного мышления.
М., 1995.
С.
65.

14Цит.
по: Серебрякова М.Ю.
Судебный процесс над Карлом I Стюартом // Правоведение.
1989.
№ 3 .

[Back]