спокойствие посредством верховного права распоряжения людьми и их достоянием. Соответствующее право простирается столь далеко, сколь это необходимо для осуществления государственных целей . В этом ракурсе суверен олицетворяет необходимое начало, приводящее в движение весь государственный организм («суверен выражает отношения государства ко всему тому, что находится внутри него самого», О. Фон Гирке). Верховная власть (монарх) связывает общество и образует из него единое целое, именуемое суверенным государством. Достаточно четко эту мысль выразил политический теолог Ж. Маритен, отмечая, что «король имел право на верховную власть, которая была естественной и неотчуждаемой, неотчуждаемой до такой степени, что свергнутые с престола короли и их наследники сохраняли это право навсегда, совершенно независимо от волеизъявления подданных» . В рамках прагматической концепции суверенитета впервые встает вопрос о постоянности и временности суверенитета. Если суверенитет власти связан с его постоянностью, то понятие «суверенитет народа» стало означать верховенство и независимость народа в естественном состоянии (догосударственном, догражданском), причем временно. Так, суверенитет народа не является постоянным, т.к. народ осуществляет свою власть в период участия в делах государством. Сам народ не мог бы объединиться и составить целостную политическую единицу без передачи своей власти монарху. «Говорят, что за народом сохраняется верховенство в государстве, так как дающий власть всегда выше получающего ее. Но, возражает Г. Гроций, последнее применимо лишь к тому случаю, когда действие установления находится в постоянной зависимости от воли учредителя. Что касается избрания правителя, то последствия такого акта хорошо охарактеризованы в речи римского императора Валентиниана, обращенной к 64См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. Кн. I. 65Маритен Ж. Человек и государство М., 2000. С. 45. 65 |
венное спокойствие посредством верховного права распоряжения людьми и их достоянием. Соответствующее право простирается столь далеко, сколь это необходимо «для осуществления государственных целей» . В этом ракурсе суверен олицетворяет необходимое начало, приводящее в движение весь государственный организм («суверен выражает отношения государства ко всему тому, что находится внутри него самого», О. Фон Гирке). Верховная власть (монарх) связывает общество и образует из него единое целое, именуемое суверенным государством. Достаточно четко эту мысль выразил политический теолог Ж. Маритен, отмечая, чтоь «король имел право на верховную власть, которая была естественной и неотчуждаемой, неотчуждаемой до такой степени, что свергнутые с престола короли и их наследники сохраняли это право навсегда, совершенно независимо от волеизъявления подданных» .I В рамках прагматической концепции суверенитета впервые встает вопрос о постоянности и временности суверенитета. Если суверенитет власти * связан с его постоянностью, то понятие «суверенитет народа» стало означать верховенство и независимость народа в естественном состоянии (догосударственном, догражданском), причем временно. Так, суверенитет народа не является постоянным, так как народ осуществляет свою власть в период участия в делах государством. Сам народ не мог бы объединиться и составить целостную политическую единицу без передачи своей власти монарху. «Говорят, что за народом сохраняется верховенство в государстве, так как дающий власть всегда выше получающего ее. Но, —возражает Г. Гроций, —последнее применимо лишь к тому случаю, когда действие установления находится в постоянной зависимости от воли учредителя. Что касается избрания правителя, то последствия такого акта хорошо охарактеризованы в речи римского императора Валентиниана, обращенной к См. об этом: Гроций Г. О праве войны и мира. Кн. I. М., 1956. Маритен Ж. Человек и государство М., 2000. С. 45. |