Проверяемый текст
Волков, Владимир Николаевич. Суверенизация институтов российской государственной власти в условиях глобальной политико-правовой унификации (Диссертация 2008)
[стр. 87]

транснациональных экономических структур и глобальных информационнокоммуникативных средств приводят не только к эрозии государства, суверенности институтов государственной власти, но и к кризису национальной идентичности .
В большинстве случаев внутригосударственное противодействие этим процессам, оказываемое с помощью существующих институционально-правовых механизмов и властно-правовых ресурсов, является малоэффективным.
Однако данные обстоятельства хотя и трактуются многими теоретиками как закономерные процессы снижения роли и функционального назначения государства, обусловливают не исчезновение или нивелирование национальных государственных институтов и структур, а, напротив, их усложнение и эволюцию с учетом существующих угроз, глобальных и региональных проблем и конфликтов.
Думается, что следует ожидать постепенного генезиса институционально-правового и функционального оформления государственной организации общества.

По нашему мнению, трактовка идентичности неизбежно будет претерпевать изменения в контексте глобальных процессов, что неизбежно скажется на формах суверенизации.
Тем не менее следует учитывать, что усложнение процессов идентификации будет идти за счет органичного совмещения в политико-правовом процессе модернизации императивов сохранения и воспроизводства национально-культурной и этнополитической идентификации и ценностей (императивов) глобальной трансформации.
Так, по некоторым оценкам, противопоставление «гражданско-политических» и «этнических» наций ошибочно, поскольку «”нация” это совокупность 88См.: Федотова В.Г.
Модернизация «другой» Европы.
М., 1997.

89 Тишков В.
Постнационалистическое понимание национализма // Национализм в позднееи посткоммунистической Европе.
Т.1: Неудавшийся национализм многонациональных и частичных национальных государств.
М., 2010 87
[стр. 70]

реализации гражданской свободы», а презумпция уникальности государственно-правового устройства должна уйти с авансцены истории —«национально-государственное мышление и действия должны быть денационали*7 4 _________ ________^ зированы» .
При этом утверждается, что права и свободы граждан пред'ставляют собой действенную, в современном глобализирующемся мире универсальную основу гражданской идентичности.
В данном контексте «национальный патриотизм» замещается «патриотизмом конституционным», представляющим только одну возможную форму лояльности в глобальном сообществе.
Аксиоматика глобального гражданского общества определяется освобождением политической гражданственности от различных этнокультурных факторов.
Справедливо в данном аспекте отмечает М.
Ремизов, что в такой интерпретации «нация идентична гражданству, гражданство идентично наличию гражданских прав...
Тавтологизация нации и гражданства —реальный процесс, посредством которого общность и принадлежность становятся формальными» .
Однако представляется, что данные теоретические разработки, обосновывающие процессы формирования новой гражданской идентичности, опираются на публично-правовой опыт американского общества.
Именно там была сформирована «атлантическая модель» гражданского общества, в рамках которой этнокультурная и историческая идентичность формируется преимущественно политическими институтами, конституционализмом и демократией.
Таким образом, процессы глобальной унификации правового развития, стандартизации этнополитического процесса, усложнение и доминирование транснациональных экономических структур и глобальных информационно-коммуникативных средств приводят не только к эрозии государства, суверенности институтов государственной власти, но и к кризиСм.
об этом: Альтерматт У.
Этнонационализм в Европе.
М., 2000.
Ремизов М.
Опыт консервативной критики.
М., 2002.
С.
71—72.
70

[стр.,71]

су национальной идентичности .
В большинстве случаев внутригосударственное противодействие этим процессам, оказываемое с помощью существующих институционально-правовых механизмов и властно-правовых ресурсов, является малоэффективным.
Однако данные обстоятельства хотя и трактуются многими теоретиками как закономерные процессы снижения роли и функционального назначения государства, обусловливают не исчезновение или нивелирование национальных государственных институтов и структур, а, напротив, их усложнение и эволюцию с учетом существующих угроз, глобальных и региональных проблем и конфликтов.
Думается, что следует ожидать постепенного генезиса институционально-правового и функционального оформления государственной организации общества.

В том числе следует утверждать и то, что идентичность граждан также будет качественно изменяться в соответствии с развитием глобальных социально-правовых, политических и экономических процессов.
Вряд ли в данном плане следует говорить о «кризисе национальных идентичностей», уходе этого феномена этнополитической реальности в «хранилище 76 Вообще справедливости ради говоря, сама концепция демократической модернизации незападных государственно-правовых систем предполагает кардинальное изменение не только системы юридических, политических и социальных институтов, их функциональную компетенцию и нормативноценностную основу, но и формирование новой идентичности граждан определенного геополитического и геоюридического пространства.
Верно отмечает известный российский философ В.Г.
Федотова, что «процесс модернизации можно рассматривать как процесс создания новых институтов и отношений, ценностей и норм, который требует определенного изменения идентичности людей модернизирующегося общества и завершается сменой их идентичности».
(См.: Федотова В.Г.
Модернизация «другой» Европы.
М., 1997.)
71

[стр.,72]

истории», смене «амбициозности этнонациональных инстинктов» единой, глобальной конституционной идентификацией, исходящей из абстрагированных идей и ценностей либерального сообщества, прав и свобод человека, «перешагивающей» через границы прежних национальных государств 77 подчиняя их служению общечеловеческим ценностям и свободе .
Представляется, что усложнение процессов идентификации будет идти за счет органичного совмещения в политико-правовом процессе мо дернизации императивов сохранения и воспроизводства национальнокультурной и этнополитической идентификации и ценностей (императивов) глобальной трансформации.
С одной стороны, ориентация правовой политики государства на институционализацию и жесткое воплощение национальной идентичности не способна к гибкой адаптации к изменяющимся глобальным условиям политико-правового развития.
В свою очередь, с другой стороны —ориентирование государственного развития на неолиберальную модернизационную парадигму, формирование глобальной идентичности, основанной на абстрактной концепции общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека нивелируют суверенность национальных публично-правовых органов власти, ставят их в зависимость от международных организации и структур.
Таким образом, либерально-демократическая стандартизация современного мира выступает ведущим и наиболее мощным, практически безальтернативным проектом, императивно оформляющим необходимость перехода различных геоюридических и геополитических пространств к развития к / цы между внутренней и внешней политикой практически стираются, становятся совпадающими как по содержанию, так и по форме и процессу выражения.
Институционализируется на глобальном уровне общая иерар77 См.
подробнее об этом: Хабермас Ю.
Расколотый Запад.
М., 2008; Хом ский Н.
Новый военный гуманизм.
М., 2002.
72

[Back]