Проверяемый текст
Селянкин, Сергей Юрьевич. Бизнес-диагностика в формировании стратегии развития предприятия (Диссертация 2002)
[стр. 44]

системы (в том числе социально-экономические) имеют в своем составе оперативные и консервативные подсистемы, из них первые приближаются к среде, улавливая ее флуктуации, вторые отдаляются от нее, сохраняя качественную определенность системы.
Оба условия могут работать на повышение устойчивости совместно и только при том условии, что они не выходят за определенные пределы.
В противном случае устойчивость и самой системы, и ее подсистем понижается постепенно в действие
приводится «принцип хрупкости», согласно которому устойчивость обладает большей хрупкостью, чем неустойчивость [64].
Что же является двигателем развития, что заставляет систему изменять свое качество? Выводы концепции самоорганизации по этому вопросу в значительной мере совпадают с выводами диалектики,
но если диалектика признавала в этом качестве исключительно внутренние противоречия, то синергетика делает акцент на внешние.
Истина,
с нашей точки зрения, лежит посередине и внутренние, и внешние противоречия системы со средой могут быть источниками развития как вместе, так и по отдельности.
Наиболее существенным источником процесса развития выступают следующие виды противоречий:
между функцией и целью системы; между потребностями системы в ресурсах и возможностью их удовлетворения; между изменяющимся количеством и прежним качеством (приобретает максимальную остроту в районе точки бифуркации); между старым и новым; между стремлением к порядку и хаосом (причем, чем дальше зашло их противостояние, тем выше степень организованности системы); между стремлением системы к установлению устойчивого состояния и средствами его достижения: последние служат изменению и развитию системы, неизбежно приводят ее в состояние неустойчивости (система адаптируется к среде и вследствие этого становится более отзывчивой к флуктуациям; усиление флуктуации вызывает неустойчивость, за которой следует скачок); между целями системы и целями ее компонентов; 44
[стр. 29]

выживания, в результате чего может сформироваться новая структура системы, в том числе и более упорядоченная, чем структура, существовавшая до этого периода.
Хаос не только различными способами порождает порядок.
Э.
Лоренц (1963) доказал, что хаос, наблюдаемый во многих материальных процессах, может быть описан строго математически, т.е.
имеет сложный внутренний порядок, поэтому имеет смысл говорить о простоте или сложности упорядоченности структуры или, вследствие неразработанности критериев простоты/сложности систем, о возможности наблюдения и описания порядка, существующего в том, что на первый взгляд кажется хаосом.
Здесь же очень многое зависит от позиции, занимаемой наблюдателем или исследователем, а также его логического и технического инструментария.
Структурная и функциональная устойчивость, под которой мы понимаем способность системы сохранять свои парамегры в определенной области значений, позволяющей ей сохранять качественную определенность, в том числе и состава, связей и поведения (но не равновесие), формируется в процессе адаптации системы к изменившимся в результате катастрофы внешним и внутренним условиям и сохраняется в течение большей части эволюционной стадии.
Устойчивости системы способствует повышение универсализма в ее организации, которое является продуктом диверсификации подсистем, восполняющей их офаниченность, неповторимую единичность.
Это, конечно, не означает, что подсистемы всецело дублируют строение и функции друг друга, что привело бы к эффекту, обратному желаемому, речь идет лишь о своеобразной подстраховке на случай усиления флуктуаций (насколько она эффективна, вполне можно судить по действию диверсификации на уровне фирм).
Другой пример повышения устойчивости системы в эволюционном периоде развития сохранение определенной специализации подсистем.
Например, многие системы (включая социальные, экономические) имеют в своем составе оперативные и консервативные подсистемы, из них первые приближаются к среде, улавливая ее флуктуации, вторые отдаляются от нес, сохраняя качественную определенность системы.
Оба условия могут работать на повышение устойчивости совместно и только при том условии, что они не выходят за определенные пределы.
В противном случае устойчивость и самой системы, и ее подсистем понижается.
Постепенно в действие


[стр.,30]

приводится "принцип хрупкости", согласно которому устойчивость обладает большей хрупкостью, чем неустойчивость, все хорошее более хрупко, чем плохое [36].
Таким образом, и устойчивость, и неустойчивость, и адаптация, и дезадаптация являются в равной мере необходимыми в процессе развития любой системы.
Абсолютно неустойчивая система не может противостоять флуктуациям, лишена способности к адаптации и быстро разрушается, тогда как суперустойчивая система, подавляя любые флуктуации, консервирует свою структуру и поведение, не способна измениться качественно, т.е.
лишена возможности развития, и ее разрушение становится лишь делом времени.
Что же является двигателем развития, что заставляет систему изменять свое качество? Выводы концепции самоорганизации по этому вопросу в значительной мере совпадают с выводами диалектики.

Правда, первые достаточно редко обращают на него внимание, утверждая, что импульсом и двигателем процесса развития являются противоречия системы, но если диалектика признавала в этом качестве исключительно внутренние противоречия, то синергетика делает акцент на внешние.
Истина,
возможно, лежит посередине и внутренние, и внешние противоречия системы со средой могут быть источниками развития как вместе, так и по отдельности.
Наиболее существенным источником процесса развития выступают следующие виды противоречий:
противоречие между функцией и целью системы; противоречие между потребностями системы в ресурсах и возможностью их удовлетворения; противоречия между изменяющимся количеством и прежним качеством (которое приобретает максимальную остроту в районе точки бифуркации); противоречие между старым и новым; противоречие между стремлением к порядку и хаосом (причем, чем дальше зашло их противостояние, тем выше степень организованности системы, и наоборот; противоречие между стремлением системы к установлению устойчивого состояния и средствами его достижения: последние служат изменению и развитию системы, неизбежно приводят ее в состояние неустойчивости.
Это происходит следующим образом: система адаптируется к среде и вследствие этого становится

[Back]