охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы»1 Н.В. Разуваев придерживается сходной точки зрения, полагая, что «в праве I разные нормы имеют различную структуру, включающую как все три, так и два и даже один элемент —диспозицию»2. Исходя из того, что норма является средством передачи информации о наиболее целесообразном в определенных обстоятельствах поведении, можно сделать вывод, что она представляет собой средство регулирования человеческого поведения. Во-первых, потому, что правовая норма содержит в себе программу, которая служит основой будущих действий, а во-вторых, в силу того, что она базируется на познании объективных закономерностей движения природы и общества и следование ее предписаниям ведет к наиболее оптимальному варианту реализации целей индивида, социальной группы или общества в целом. Помимо содержания и тесно связанных с ним социальных функций, всякая норма обладает и определенной структурой. Центральное U принадлежит самому правилу поведения, в котором непосредственно отражены потребности и интересы субъекта нормотворчества, выраженные в конкретном предписании совершать либо воздерживаться от тех или иных действий. Коль скоро это предписание обращено к человеческому сознанию, оно должно быть соответствующим образом мотивировано. В норме должно указание на причины ее создания и на те реальные при наступлении которых начинает действовать зафиксированное в ней правило поведения. Было бы ошибочно полагать, что названный элемент находит четкое и непосредственное выражение в любой норме. Например, в обычаях, этой наиболее традиционной системе норм, реальный их смысл, причины и условия1 1Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 214. 2 культуры наук. СПб., 2000. С. 85. |
Сочетание объективности и субъективности социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом»1. — Культурная обусловленность — социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры2. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений. Социальная норма содержит в себе программу, которая служит основой будущих действий и базируется на познании объективных закономерностей движения природы и общества. Следование ее предписаниям ведет к наиболее оптимальному варианту реализации целей индивида, социальной группы или социума в целом. Таким образом, любая социальная норма всегда связана с поведением человека как субъекта социальных отношений. Поэтому в социальных науках феномен нормы часто интерпретируется как правило поведения, как требование, предъявляемое к поведению; как модель, масштаб, эталон поведения и т.п. Но вопреки данным интерпретациям следует отметить, что социальная норма это не просто правило человеческого поведения. Часто социальная норма предполагает наличие информации о последствиях несоблюдения установленного правила. Это определятся, прежде всего, тем, что преимущественное большинство социальных норм носят полифункциональный характер, детерминированный природой всей 1Тимошенко И.В. Право в системе социального регулирования. С. 317. 2 С этой точки зрения нетрудно заметить разлитая в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). праве наряду с нормами уголовного права, которые очерчивают антиобщественное поведение людей и имеют карающие санкции для лиц, нарушающих общественный порядок, имеются и нормативные положения, в которых, закономерный общественный порядок. Эти нормативные положения по своей природе не нуждаются в санкции»’. А.Ф. Черданцев также считает, что «трехчленная структура это структура нормы, реально не существующей, созданной путем искусственного соединения двух норм регулятивной и охранительной. При таком искусственном создании трехчленной нормы охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы»2. Но по нашему мнению структура нормы права должна отражать прямые и обратные связи социального управления. В соответствии с этим включать такие элементы как гипотеза и диспозиция. При этом центральное место в структуре правовой нормы принадлежит самому правилу поведения, в котором непосредственно отражены потребности и интересы субъекта нормотворчества, выраженные в конкретном предписании совершать либо воздерживаться от тех или иных действий. Но раз это предписание обращено к человеческому сознанию, оно должно быть соответствующим образом мотивировано. В норме должно содержаться указание на причины ее создания и на те реальные условия, при наступлении которых начинает действовать зафиксированное в ней правило поведения. Было бы ошибочно полагать, что названный элемент находит четкое и непосредственное выражение в любой норме. Например, в обычаях, этой наиболее традиционной системе норм, реальный их смысл, причины и условия возникновения остаются закодированными и, как правило, не осознаются субъектами реализации. Однако это вовсе не значит, что социальный смысл в них отсутствует, просто он не моделируется в общественном сознании, поскольку норма реализуется в силу привычки. 1Ушаков A.A. Очерки советской законодательной стилистики. Пермь, 1967. С. 40. 2Черданцев А.Ф. Теория государства и нрава. М., 1999. С. 214. воздерживаться от тех или иных действий. Но раз это предписание обращено к человеческому сознанию, оно должно быть соответствующим образом мотивировано. В норме должно содержаться указание на причины ее создания и на те реальные условия, при наступлении которых начинает действовать зафиксированное в ней правило поведения. И, наконец, в третьих, следствием из вышеизложенных положений является то, что структура нормы состоит из двух элементов. Первым и всегда непосредственно и четко выраженным является информация о порядке деятельности, вторым об условиях деятельности и юридических последствиях. Именно наличие двух взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов правовой нормы позволяет говорить о таком ее качестве как микросистемность. Под микросистемностью следует понимать внутреннее строение правовой нормы, отражающее прямые и обратные связи социального управления, деление ее на составные элементы (части) и взаимосвязь между этими элементами (частями) выстроенная в соответствии с прямыми и обратными управленческими связями. 176 # |