Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 14]

сознания, правда еще очень несовершенного, фантастического, перевернуто и 1фрагментарно изображающего реальный мир» .
Устанавливая или одобряя определенные правила поведения, социум (как целостность) осуществляет обратное целенаправленное регулятивное воздействие (от лат.
«regulo» «правило») на индивидов и их коллективы (подсистемы) как на «взаимосвязанные и взаимозависимые части» целостной системы.
Таким образом, социальная, коллективная природа человека способствует тому, что в процессе деятельности эмпирически или рационально он познает окружающую его действительность и на этой основе осознанно принимает стихийно возникшие или вырабатывает новые правила поведения, обобщая накопленные знания и опыт.
Р Воспринятое или созданное правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов.
Причем в качестве объективного начала выступает познанная закономерность движения природы или общества, а субъективным реакция индивида или социума на эту закономерность, которая зависит от целевой установки, от того результата, к достижению которого стремится субъект, а, в конечном счете, от его интересов и потребностей.
Таким образом, выраженная в соответствующем правиле поведения социальная потребность формируется с одной стороны под воздействием законов объективно существующей реальности, а с другой под влиянием интересов и целей субъекта.
Сочетание этих двух моментов и позволяет определить социальное регулирование как специфический процесс снятия социальных противоречий.
Социальное регулирование существовало еще в догосударственном, в доклассовом обществе.
Оно возникло с появлением первых примитивных форм социальной организации.
При этом и в догосударственном и в политически
1Мальцев Г.В.
Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства, М., 2000.
С.
13.
[стр. 95]

правила поведения в первобытном обществе составляли одну общую массу велений и запретов.
Такого рода индискретные нормы было предложено понимать как слитные первобытные мононормы, начавших дифференцироваться только в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества.
Понятие «мононорма» впервые ввел специалист по этнографии А.И.
Першиц: «Мононорма (от греч.
monos один, единый и лат.
norma ~ правило) обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета и т.п.»1.
Эта система социального регулирования была настроена на сохранение и обеспечение оптимального функционирования «целого» (рода, племени), отличалась монолитностью, суровостью, а по нынешним меркам порой и жестокостью, не предполагала индивидуальной инициативы, самодеятельности членов рода, сколько-нибудь широких возможностей для их социальной активности.
Естественно-природный характер мононорм первобытного общества, стихийно складывавшихся как результат едва осознанного опыта многих поколений, и исключал надобность на тот момент в позитивном, писаном праве как во внешне формализованном институционном нормативном регуляторе, выраженном в специфической системе регулятивных средств и механизмов и связанном с принуждением особого рода, которое обеспечивается специальным аппаратом.
Таким образом, нормативное социальное регулирование существовало еще в догосударственном, в доклассовом обществе.
Оно возникло с появлением первых примитивных форм социальной организации.
При этом и в догосударственном и в политически
организованном обществе механизмы 1 Першиц А.И.
Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии.
М., 1979.
С.
213.


[стр.,101]

•• и средством фиксации и основанием реализации долженствования.
Это позволяет индивиду соотнести каждый свой поступок, каждое свое намерение с требованиями общества.
Иными словами дает возможность соизмерить свои желания и возможности с ограничивающей их необходимостью, которая определяется для индивида обществом.
Во-вторых, укажем на то, что основное значение феномена социальной нормы заключается в том, что с ее помощью становится возможным достичь единого порядка в общественных отношениях, консолидировать множество индивидуальных интересов при достижении общезначимых, общесоциальных целей.
Соглашаясь с точкой зрения И.Л.
Честнова, следует констатировать, что «в древнем обществе, основанном на кровно-родственных связях возникают социальные нормы, обеспечивающие его целостность, конкурентоспособность и адаптивность семейных кланов и тотемных общностей.
С позиций сегодняшнего дня многие из них представляются совершенно бессмысленными, может быть, даже вредными.
Однако даже они (несмотря на фактическое содержание) сплачивали общину и тем самым выполняли «генеральную» функцию права»1.
И, наконец, в-третьих, важно отметить, что нормативное социальное регулирование существовало еще в догосударственном, в доклассовом обществе.
Оно возникло с появлением первых примитивных форм социальной организации.
При этом и в догосударственном и в политически
организованном обществе механизмы обеспечения реализации социальных норм весьма разнообразны.
Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения.
101 1 Честнов Л.И.
Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред.
В.П.
Сальникова.
СПб.Л 999.
С.
49.

[Back]