Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 19]

сородичах с ослабленной жизнеспособностью яснее всех прочих признаковл свидетельствует о том, что солидарность приобрела надприродную, внеинстинктивную мотивацию.
Для всех людей без исключения обязательны два безусловных постулата, составивших когда-то конституирующее ядро первобытно-родовой общины, два наидревнейших табу, призванных подавить внутри этой общины зоологические половые побуждения и агрессивность.
Эти два императива, ставшие ныне «врожденными» («само собой разумеющимися») гласят: 1) не убивай своих родных;
2) не вступай в половую связь со своей матерью и ее детьми сестрами .
Итак, возникновение первых правил поведения свидетельствует о том, что гоминид (предчеловек) превратился в человека существо уже не только биологическое, но и социальное.
На этом биологический естественный отбор уступает первенствующее место в механизме эволюции отбору социальному.
Отбор наиболее эффективных социальных организаций в противоположность биологическому отбору индивидуальных организмов — специфически человеческое, социальное явление.
В животном мире внутривидовая конкуренция разворачивается не между различными стадными объединениями,
а внутри них.
Животные подразделяются не на «своих» и «чужих», но на доминирующих, то есть более сильных, и слабых.
При этом первые оберегают свои «права», особенно на самок; практически только самые жизнеспособные получают возможность производить потомство в этом суть биологической эволюции, то есть полового отбора индивидуально наиболее полноценных организмов.

Первичный социальный тип отбора в антропологии именуется «грегарноиндивидуальным» (от греческого gregus стадо).
Суть его в том, что социальные группы с лучше отработанными кооперативными отношениями обеспечивали тем самым большее разнообразие индивидуальных качеств и1 1Бородай Ю.М.
От фантазии к реальности...
С.128 129; его же.
Эротика...
С.
98 99.
[стр. 91]

что биологически обусловленное признание лидерства еще сохраняется, общая тенденция, безусловно, изменилась.
«Возникновение первых социальных норм, по замечанию И.Л.
Честнова, свидетельствует о том, что гоминид (предчеловек) превратился в человека существо уже не только биологическое, но и социальное.
На этом биологический естественный отбор уступает первенствующее место в механизме эволюции отбору социальному.
Отбор наиболее эффективных социальных организаций в противоположность биологическому отбору индивидуальных организмов специфически человеческое, социальное явление.
В животном мире внутривидовая конкуренция разворачивается не между различными стадными объединениями,
но внутри последних.
Животные подразделяются не на «своих» и «чужих», но на доминирующих, то есть более сильных, и слабых.
При этом первые оберегают свои «права», особенно на самок; практически только самые жизнеспособные получают возможность производить потомство в этом суть биологической эволюции, то есть полового отбора индивидуально наиболее полноценных организмов.

Изначально складывающиеся в первобытном обществе правила поведения были непосредственно направлены на обуздание слепых зоологических побуждений отдельных индивидов, составляющих общность.
Однако социальный запрет основан на чем-то принципиально ином, нежели механизм естественно-биологических ограничений.
Дело в том, что социальные ограничения касаются всех членов человеческой общины, а не только слабых, как в стаде.
Другое принципиальное отличие состоит в том, что социальные побуждения несовместимы с инстинктом самосохранения, ибо принципиально противоречат ему, диктуя поступки подчас вредные (самоограничение), а иногда даже и самоубийственные (самопожертвование)»1.
1 Подробно см.: Честное Л.И.
Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права.
С.
37-38.


[стр.,93]

культуры с ее ритуалами (в первую очередь брачными), нормами, правилами, запретами табу и прочими социальными регуляторами»1.
Табу это строжайшие запреты, касающиеся почти всех областей человеческого поведения (в простейшем своем виде «табу» означает запрещение употреблять мясо своего тотемического животного), санкционирующиеся религией.
Напротив, те действия, которые постоянно или во всяком случае достаточно часто приводили к желаемым целям, многократно повторяясь, становились обычаем, как: правило также окрашенные в религиозный цвет.
Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.
Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались не только как правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.
Для всех людей без исключения становятся обязательными два безусловных постулата, составивших когда-то конституирующее ядро первобытно-родовой общины, два наидревнейших табу, призванных подавить внутри этой общины зоологические половые побуждения и агрессивность.
Эти два императива, ставшие ныне «врожденными» («само собой разумеющимися») гласят: 1) не убивай своих родных;
О 2) не вступай в половую связь со своей матерью и ее детьми сестрами".
1 Васильев Л.С.
Становление политической администрации: от локальной группы охотников и собирателей к протогосударству чифдом // Народы Азии и Африки.
1980.
№ 1.
С.
175.
2Бородай Ю.М.
От фантазии к реальности...
С.
128-129; Он же.
Эротика...
С.
98-99.

[Back]