Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 20]

получали преимущество в конкуренции.
При этом рост разнообразия, как справедливо замечает А.П.
Назаретян, был целенаправленным и не давал сиюминутного утилитарного эффекта.
Генные и «культурные» мутации, сами по себе столь же неизбежные, сколь и актуально бесполезные, накапливались просто потому, что внутри стада снижено давление естественного отбора.
Но те коллективы, где это обстоятельство было выражено сильнее, впоследствии оказались более жизнестойкими при периодических обострениях экологической обстановки, наиболее динамичный компонент которой 1отношения с другими коллективами .
Действующие в архаическом обществе правила поведения (мононормы), несмотря на свою примитивность, безусловно, нуждались в механизме социального обеспечения.
Как совершенно справедливо на наш взгляд отмечает Л.И.
Честнов, наиболее перспективной представляется попытка найти основания первичных социальных норм табу в тотемной организации, характерной для всех примитивных сообществ в любых концах
света2.
С момента своего формирования «человек разумный» в процессе жизнедеятельности непрерывно сталкивается с различными запретами, которыми регламентируются общеобязательные правила поведения.
По словам П.Сорокина, «естественное (т.е.

догосударственное.) общество способно продуцировать нормы, значения, ценности, существующие как бы внутри 3каждого из социосознательных «эго» конституирующих общество членов» .
Человек в догосударственном обществе может распоряжаться собой лишь в пределах, установленных соответствующими запретами, основным из
1Назаретян А.П.
Указ.
соч.
С.
46.
2 Честнов Л.И.
Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред.
В.П.
Сальникова.
СПб., 1999.
С.40.
О тотемной системе подробно см.: Леви-Строс К.
Тотемизм сегодня // Леви-Строс К.
Первобытное мышление.
М., 1994.

3 ^Цит по: Гайденко П.П., Ионин Л.Г., Иоас X и др.
История социологии в Западной Европе и США.
М., 1993.
С.
343.
[стр. 72]

примитивность, безусловно, нуждались в механизме социального обеспечения.
Как совершенно справедливо на наш взгляд отмечает Л.И.
Честнов, наиболее перспективной представляется попытка найти основания первичных социальных норм табу в тотемной организации, характерной для всех примитивных сообществ в любых концах
света1.
С момента своего формирования «человек разумный» в процессе жизнедеятельности непрерывно сталкивается с различными запретами, которыми регламентируются общеобязательные правила поведения.
По словам П.
Сорокина, «естественное (т.е.

догосударствениое.) общество способно продуцировать нормы, значения, ценности, существующие как бы внутри каждого из социосозиательных «эго» конституирующих общество членов»2.
Человек в догосударственном обществе может распоряжаться собой лишь в пределах, установленных соответствующими запретами, основным из
которых является запрет нарушения прав других людей и в конечном итоге прав принадлежащих сообществу в целом.
Данный запрет являет собой «закон природы», которым «управляется естественное состояние и который обязателен для каждого»3.
Выдающийся английский мыслитель Дж.
Локк рассматривал естественный закон как основу прочного порядка в человеческих отношениях.
Общество, в котором индивиды живут, руководствуясь 1 Честнов Л.И.
Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред.
В.П.
Сальникова.
СПб..
1999.
С.
40.
О тотемной системе подробно см.: Леви-Строс К.
Тотемизм сегодня / Леви-Строс К.
Первобытное мышление.
М., 1994.

2 Цит по: Гайденко П.П., Ионин Л.Г., Йоас X и др.
История социологии в Западной Европе и США.
М., 1993.
С.
343.

3 См.: Витченко А.М.
Метод правового регулирования социалистических общественных отношений.
Саратов, 1974.
С.
103; Сорокин В.Д.
Метод правового регулирования (теоретические проблемы).
М., 1976.
С.
45.; Антонова Л.И.
Локальное правовое регулирование.
Л., 1985.
С.
132.; Горшенев В.М.
Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.
М., 1972.
С.
75.

[Back]