Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 21]

которых является запрет нарушения прав других людей и в конечном итоге прав принадлежащих сообществу в целом.
Данный запрет являет собой «закон природы», которым «управляется естественное состояние и который обязателен для каждого» .
Выдающийся английский мыслитель Дж.
Локк рассматривал естественный закон как основу прочного порядка в человеческих отношениях.
Общество, в котором индивиды живут, руководствуясь
«естественным законом», находится в состоянии мира доброй воли и взаимной / помощи.
Эта концепция «естественного состояния» Локка противопоставлена состоянию «войны всех против всех», которое рисовал другой известный английский философ Т.
Гоббс, рассматривавший догосударственное состояние человеческого общества как период «правового беспредела», при котором права индивидов не ограничиваются какими бы то ни было запретами, что ведет к их повсеместному нарушению (ибо, не зная границ того или иного права, невозможно определить когда же заканчивается право одного и
гражданской войне2.
Безусловно, рассматривая локковскую концепцию естественного состояния, следует учитывать, что в состоянии всеобщего мира и взаимной помощи люди находятся не потому, что испытывают какие-то особо теплые чувства по отношению друг к другу
взаимных претензий объясняется, прежде всего, тем, что человеческое сообщество в период своего становления было объединено единой глобальной целью физического выживания.
Известно, что человек достаточно слабо приспособлен к
1 См.: Витченко А.М.
Метод правового регулирования социалистических
правовогообщественных отношений.
Саратов, 1974.
С.
103; Сорокин В.Д.
Метод
регулирования (теоретические проблемы).
М., 1976.
С.
45; Антонова Л.И.
Локальное правовое регулирование.
Л., 1985.
С.
132; Горшенев В.М.
Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.
М., 1972.

С.
75.

2 Локк Д.
Избранные философские произведения.
Т.
2.
С.
11.
[стр. 72]

примитивность, безусловно, нуждались в механизме социального обеспечения.
Как совершенно справедливо на наш взгляд отмечает Л.И.
Честнов, наиболее перспективной представляется попытка найти основания первичных социальных норм табу в тотемной организации, характерной для всех примитивных сообществ в любых концах света1.
С момента своего формирования «человек разумный» в процессе жизнедеятельности непрерывно сталкивается с различными запретами, которыми регламентируются общеобязательные правила поведения.
По словам П.
Сорокина, «естественное (т.е.
догосударствениое.) общество способно продуцировать нормы, значения, ценности, существующие как бы внутри каждого из социосозиательных «эго» конституирующих общество членов»2.
Человек в догосударственном обществе может распоряжаться собой лишь в пределах, установленных соответствующими запретами, основным из которых является запрет нарушения прав других людей и в конечном итоге прав принадлежащих сообществу в целом.
Данный запрет являет собой «закон природы», которым «управляется естественное состояние и который обязателен для каждого»3.
Выдающийся английский мыслитель Дж.
Локк рассматривал естественный закон как основу прочного порядка в человеческих отношениях.
Общество, в котором индивиды живут, руководствуясь
1 Честнов Л.И.
Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред.
В.П.
Сальникова.
СПб..
1999.
С.
40.
О тотемной системе подробно см.: Леви-Строс К.
Тотемизм сегодня / Леви-Строс К.
Первобытное мышление.
М., 1994.
2 Цит по: Гайденко П.П., Ионин Л.Г., Йоас X и др.
История социологии в Западной Европе и США.
М., 1993.
С.
343.
3 См.: Витченко А.М.
Метод правового регулирования социалистических
общественных отношений.
Саратов, 1974.
С.
103; Сорокин В.Д.
Метод
правового регулирования (теоретические проблемы).
М., 1976.
С.
45.; Антонова Л.И.
Локальное правовое регулирование.
Л., 1985.
С.
132.; Горшенев В.М.
Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.
М., 1972.
С.
75.


[стр.,73]

«естественным законом», находится в состоянии мира доброй воли и взаимной помощи.
Эта концепция «естественного состояния» Локка противопоставлена состоянию «войны всех против всех», которое рисовал другой известный английский философ Т.
Гоббс, рассматривавший догосударственное состояние человеческого общества как период «правового беспредела», при котором права индивидов не ограничиваются какими бы то ни было запретами, что ведет к их повсеместному нарушению (ибо, не зная границ того или иного права, невозможно определить когда же заканчивается право одного и
начинается право другого) и как следствие этого, к всеобщей гражданской войне1.
Безусловно, рассматривая локковскую концепцию естественного состояния, следует учитывать, что в состоянии всеобщего мира и взаимной помощи люди находятся не потому, что испытывают какие-то особо теплые чувства по отношению друг к другу.

Отсутствие взаимных претензий объясняется, прежде всего, тем, что человеческое сообщество в период своего становления было объединено единой глобальной целыо физического выживания.
Известно, что человек достаточно слабо приспособлен к
жизнедеятельности в условиях дикой природы.
Не обладая силой хищников, быстротой травоядных, способностью к мимикрии насекомых, человек мог выжить только при условии объединения усилий отдельных особей.
При таких обстоятельствах человек в прямом смысле этого понятия является «коллективным животным», поскольку само его существование напрямую зависит от того будет ли он входить в сообщество себе подобных или нет.
Человек, принадлежавший безличному коллективу, не имел еще предпосылок для выделения понятий о единичности, ему было чуждо само представление о себе как об индивиде (следовательно в данной ситуации нельзя говорить и существовании индивидуальных прав и обязанностей).
История имен числительных показывает, что человечество очень долго питалось 1Локк Д.
Избранные философские произведения.
Т.
2.
С.
11.


[стр.,316]

84.
Витченко A.M.
Метод правового регулирования социалистических
общественных отношений.
Саратов, 1974.
85.
Вопленко H.H.
Нормы права.
Волгоград, 1997.
86.
Вопленко H.H.
Официальное толкование норм права.
М., 1976.
87.
Вопленко H.H.
Право в системе социальных норм.
Волгоград, 2003.
88.
Вопленко H.H.
Следственная деятельность и толкование права.
Волгоград, 1978.
89.
Вундт В.О.
О развитии этических воззрений.
М., 1886.
90.
Гайденко П.П., Ионин Л.Г., Йоас X и др.
История социологии в Западной Европе и США.
М., 1993.
91.
Галаган И.А.
Административная ответственность в СССР: Государственное и материально-правовое исследование.
Воронеж, 1970.
92.
Горшенев В.М.
Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе.
М., 1972.

93.
Гражданское право: Учебник / Под ред.
Ю.К.
Толстого, А.П.
Сергеева.
М., 1996.
94.
Гранат HJL, Колесников О.М, Тимофеев М.С.
Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
М., 1991.
95.
Гревцов Ю.И.
Очерки теории и социологии права.
СПб., 1996.
96.
Гревцов Ю.И.
Правовые отношения и осуществление права.
Л., 1987.
97.
Грушин Б.А.
Очерки логики исторического исследования.
М., 1961.
98.
Грязин И.
Текст права (опыт методологического анализа конкурирующих теорий).
Таллинн, 1983.
99.
Давид Р.
Основные правовые системы современности.
М., 1988.
100.
Демидов А.И., Малько A.B.
Политология в вопросах и ответах.
М., 1998.
101.
Денисов А.И.
Советское государство.
М., 1967.

[Back]