Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 24]

ранее) не содержали сколько-нибудь подробного объяснения того, для чего и с какой целью они существуют.
Кроме того, передача мифов в устной форме на протяжении длительного периода, неизбежно приводила к искажению содержащейся в них информации, что нередко лишало запрет элементарного смысла.
Эти, а также другие обстоятельства безусловно затрудняли использование табу в качестве действенных социальных регуляторов, требуя их коренного пересмотра.
В свою очередь прогресс в области использования запретов был невозможен без принципиальных изменений в сфере человеческого общежития.
Последние, были связанны в первую очередь с выделением человека в качестве
самостоятельного субъекта социальных отношений и формирования наиболее эффективных систем социального регулирования.
Таким образом, основу социального
регулирования составляют общественные отношения, связанные с многообразной человеческой деятельностью и подчиняющиеся устанавливаемым в рамках социального регулирования правилам общезначимого поведения.
Процесс выработки и установления данных правил представляет собой взаимодействие двух встречных тенденций связанных соответственно с объективными и субъективными детерминантами функционирования социума.
В первом случае общественные отношения складываются преимущественно стихийно, во
_~iвтором под контролем людей .
Социум это «более или
баланс сил, конфликтов 2 соглашений, соперничества и сотрудничества» .
Следовательно, необходимое условие его нормальной жизнедеятельности это урегулированность, стабильность, согласованность общественных отношений, определенная
1См.: Семенова О.В.
Общие и специальные нормы права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
СПб., 2000.
С.
9.

для В.Д.
Перевалова.
М., 2000.
С.
31.
[стр. 75]

передаваемых от поколения к поколению и охватывающих всю без исключения жизнь первобытного человека.
Следует обратить внимание на то, что мифоили образотворчество первобытного человека непроизвольно; оно не суживается ни с какой иной познавательной системой.
Миф не есть какой-то жанр, как жанром, например является рассказ.
Миф получается непроизвольно и содержит в себе образное представление действительности в форме нескольких метафор, где нет логической, формально-логической казуальности (в современном понимании), где вещь, пространство и время понимаются нерасчлененно и конкретно и где человек и мир субъектно-объектно едины.
Подобная нерасчлененность обусловливает отсутствие в мифах (по крайней мере на ранних стадиях мифотворчества) разделения морали и права, однако, и данное обстоятельство особенно важно, в мифах уже функционирует образность (отражающая борьбу и бесконечную взаимозаменяемость неба и преисподней), которая впоследствии преобразуется в правовые и этические понятия (права и беззакония; дурного и хорошего; зла и добра и т.д.)1.
Запреты-табу содержащиеся в мифах коренным образом отличалось от запретов в современном понимании этого термина, табу не содержали скольконибудь подробного объяснения того, для чего и с какой целью они существуют.
Кроме того, передача мифов в устной форме на протяжении длительного периода, неизбежно приводила к искажению содержащейся в них информации, что нередко лишало запрет элементарного смысла.
Эти, а также другие обстоятельства безусловно затрудняли использование табу в качестве действенных социальных регуляторов, требуя их коренного пересмотра.
В свою очередь прогресс в области использования запретов был невозможен без принципиальных изменений в сфере человеческого общежития.
Последние, были связанны в первую очередь с выделением человека в качестве
1См.: Фрейденберг O.A.
Миф и литература древности.
М., 1978.
С.
24-25.


[стр.,76]

самостоятельного субъекта социальных отношений и формирования наиболее эффективных систем социального регулирования.
Таким образом, основу социального
нормативного регулирования составляют общественные отношения, связанные с многообразной человеческой деятельностью и подчиняющиеся устанавливаемым в рамках социального регулирования правилам общезначимого поведения.
Процесс выработки и установления данных правил представляет собой взаимодействие двух встречных тенденций связанных соответственно с объективными и субъективными детерминантами функционирования социума.
В первом случае общественные отношения складываются преимущественно стихийно, во
втором под контролем людей1.
Социум это «более или
менее устойчивый баланс сил, конфликтов и О соглашений, соперничества и сотрудничества» .
Следовательно, необходимое условие его нормальной жизнедеятельности это урегулированность, стабильность, согласованность общественных отношений, определенная
гармония в поведении людей, возможность удовлетворения людей необходимыми условиями для реализации своих интересов и потребностей, при этом не нарушая интересов общества.
Это требует наличия в обществе особых механизмов, призванных обеспечивать и поддерживать устойчивость и непрерывность его функционирования как целостной социальной системы ~ механизмов нормативного социального регулирования.
Социальное нормативное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс, направленный на упорядочение, налаживание, закрепление и развитие общественных отношений, достижение определенной направленности всей социальной 1 См.: Семенова О.В.
Общие и специальные нормы права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Автореф.
дис....
канд.
юрид.
наук.
СПб., 2000.
С.
9.

•ч Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.
В.М.
Корельского и В.Д.
Перевалова.
М., 2000.
С.
31.


[стр.,83]

определенному порядку, упорядочение, приведение в порядок посредством установления правила, нормы.
5.
Основу социального нормативного регулирования составляют общественные отношения, связанные с многообразной человеческой деятельностью и подчиняющиеся устанавливаемым в рамках социального регулирования правилам общезначимого поведения.
Процесс выработки и установления данных правил представляет собой взаимодействие двух встречных тенденций связанных соответственно с объективными и субъективными детерминантами функционирования социума.
В первом случае общественные отношения складываются преимущественно стихийно, во
втором под контролем людей.
£2.
Социальная норма: деонтолого-феноменологический анализ Использование деонтологического подхода при исследовании феномена социальной нормы предполагает рассмотрение последней в контексте соотношения сущего и должного.
В данном аспекте социальная норма определяется как «объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного»1.
При этом социальная норма всегда направлена на регулирование общественных отношений.
В.Н.
Кудрявцев считает, что феномен социальной нормы представляет собой ни что иное как меру позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса2.
Однако при таком понимании социального регулирования практически невозможно 1 Матузов Н.И.
Право в системе социальных норм // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И.
Матузова и A.B.
Малько.
М., 2000.
С.
323.
2Кудрявцев В.Н.
Правовое поведение: норма и патология.
М., 1982.
С.
19.

[Back]