фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной -1общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей . В такой модели отражается заданность, желаемость, требовательность, преемственность к должному существованию человека в конкретном социуме2 Норма выступает формой фиксации и основанием реализации долженствования, посредством чего человек соотносит с требованиями общества каждый свой поступок, каждое свое намерение, соизмеряет свои представления с характером таких регуляторов, подвергая их анализу, как со стороны требований общества, так и со стороны своих собственных установок. Через призму нормативных установлений прослеживается степень сочетания I I общественного и личного. «В идеале, в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью не делай другому того, чего не желаешь себе»3. В рассматриваемом аспекте Е.М. Пеньков представляет социальную норму в единстве трех ее сторон: «во-первых, они элементы общественного сознания, во-вторых, индивидуального, в третьих, они практический результат корреляции личностью своих «индивидуальных правил жизни» с правилами и I А нормами, царящими в данном обществе» . Таким образом, социальная норма является результатом синтеза субъективных и объективных факторов, индивидуальных претензий и социальных возможностей (и наоборот), определяя наиболее оптимальную всеобщую модель поведения. При этом 1 2 См.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1998. С. 76. См.: Воробьева С.И. Право в системе социальных норм и его взаимодействие с ними Автореф 1995. С. 11-12. з Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 81. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. М., 1972 С. 48. |
провести различия между социальными и техническими нормами, т.е. дефиниция, сформулированная В.Н. Кудрявцевым, не содержит необходимых отличительных признаков определяемого явления. Важна не общественная полезность (использование технических средств может быть полезным для общества и достигать «определенного результата», а отправление религиозного культа наоборот вредно), а сфера проявления отношения между людьми. Социальные нормы представляют собой «связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации»1. Социальная норма это унифицированное установление, отображающее заданность, желаемость, требовательность, преемственность к должному существованию человека в хсонкретном социуме. Кроме того, она выступает одновременно и средством фиксации и основанием реализации долженствования. Это позволяет индивиду соотнести каждый свой поступок, каждое свое намерение с требованиями общества. Иными словами дает возможность соизмерить свои желания и возможности с ограничивающей их необходимостью, которая определяется для индивида обществом. «В идеале, в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью не делай другому того, чего не желаешь себе»2. Через призму нормативных установлений представляется возможным проследить соотношение индивидуальных и общесоциальных интересов. Эти установления представляют собой диалектическое единство общественного и 1 Тимошенко И.В. Право в системе социального регулирования // Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. С. 318. 2Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 81. индивидуального начал. «Во-первых, они элементы общественного сознания, во-вторых, индивидуального, в третьих, они практический результат корреляции личностью своих «индивидуальных правил жизни» с правилами и нормами, царящими в данном обществе». Социальная норма является результатом синтеза субъективных и объективных факторов, индивидуальных претензий и социальных возможностей (и наоборот). При этом определяется наиболее оптимальная всеобщая модель поведения. Нормы отражают равно как объективные общественные отношения, так и ценностные представления людей о должном. Таким образом, феномен социальной нормы, это не просто правила поведения, это специфические системные связи, обеспечивающие единство, эффективное функционирование и дальнейшее развитие всего социума как системы. Основное значение социальной нормы заключается в том, что с ее помощью становится возможным достичь единого порядка в общественных отношениях, консолидировать множество индивидуальных интересов при достижении общезначимых, общесоциальных целей. В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие: Социальность социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества. Типичность социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация. 1 Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. М., 1972. С. 48. Нормативность это и условие социальной формы движения, и, одновременно свойство социальной организации, так как нормы являются эффективными средствами социального регулирования. Как модели, эталоны должного поведения они в концентрированном виде выражают объективную потребность социума в упорядоченном функционировании, в координации деятельности отдельных субъектов в общесоциальных целях. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей (B.C. Нерсесянц). Использование деонтологивеского подхода при исследовании феномена социальной нормы предполагает рассмотрение последней в качестве унифицированного установления отображающего заданность, желаемость, требовательность, преемственность к должному существованию человека в конкретном социуме. Норма выступает одновременно и средством фиксации и основанием реализации долженствования. Это позволяет индивиду соотнести каждый свой поступок, каждое свое намерение с требованиями общества. Иными словами дает возможность соизмерить свои желания и возможности с ограничивающей их необходимостью, которая определяется для индивида обществом. «В идеале, в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью не делай другому того, чего не желаешь себе». (В.М. Сырых). Через призму нормативных установлений представляется возможным проследить соотношение индивидуальных и общесоциальных интересов. При этом социальные нормы представляют собой диалектическое единство общественного и индивидуального начал. «Во-первых, они элементы общественного сознания, во-вторых, индивидуального, в третьих, они практический результат корреляции личностью своих «индивидуальных |