Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 36]

нормы отражают равно как объективные общественные отношения, так и ценностные представления людей о должном.
Одновременно норма сама выступает критерием ценности поступков людей, а также общественно и лично значимых явлений во всем их многообразии1 Таким образом, «целостная,р динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа»2.
Все социальные нормы, подразделяются на виды, каждый из которых обладает присущими ему качествами.
Эти видовые системы, в свою очередь включаются в более сложное системное образование, именуемое системой социального регулирования К современной системе социального регулирования относят такие нормативные образования как мораль, традиции,¥ обычаи, обыкновения, религиозные нормы, корпоративные нормы и др.
При этом «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер.
Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е.
осуществляет интегративную
функцию.
Таковой может являться не только правовая нормативная система,
но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.»3.

Традиционная система социального нормативного регулирования, является исторически более ранней по отношению к остальным формы 1Козлихин И.Ю.
Позитивизм и естественное право //Государство и право.
2000.
№ 3.
С.
5.

2
3 Марченко М.Н.
Теория государства и права: Курс лекций.
М., 1997.
С.
317.
См.: Сидоренко Н.И.
Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности.
М., 1995.
С.
12.
[стр. 102]

•* 102 $3.
Понятие и виды ф нормативных систем социальногорегулирования Все множество социальных норм представляет собой систему.
Эта «целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа»1.
I, В рамках такой системы нормы определенным образом группируются, находятся в субординационной и координационной взаимосвязи.
Это глобальное нормативное образование в социальных науках, традиционно ф определяют как систему социального регулирования.
Ее элементами выступают сформированные по различным критериям видовые образования, обособленные нормативные системы.
Причем «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер.
Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е.
осуществляет интегративную
® функцию.
Таковой может являться не только правовая нормативная система,
к2 но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.» .
Вообще следует отметить, что социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны.
Это связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.
Поэтому и нормативные системы можно классифицировать по различным основаниям.
Так в зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, 1Козлихин ИЛО.
Позитивизм и естественное право // Государство и право.
2000.
№ 3.
С.
5.
2Там
же.


[стр.,286]

правил жизни» с правилами и нормами, царящими в данном обществе»1.
Социальная норма является результатом синтеза субъективных и объективных факторов, индивидуальных претензий и социальных возможностей (и наоборот).
При этом, определяя наиболее оптимальную всеобщую модель поведения нормы отражают равно как объективные общественные отношения, так и ценностные представления людей о должном.
Таким образом, социальные нормы, это не просто правила поведения, это специфические системные связи, обеспечивающие единство, эффективное функционирование и дальнейшее развитие всего социума как системы.
Основное значение социальной нормы заключается в том, что с ее помощью становится возможным достичь единого порядка в общественных отношениях, консолидировать множество индивидуальных интересов при достижении общезначимых, общесоциальных целей.
Все множество социальных норм представляет собой систему.
В рамках этой системы нормы определенным образом группируются, находятся в субординационной и координационной взаимосвязи.
Это глобальное нормативное образование в социальных науках, традиционно определяют как систему социального регулирования.
Ее элементами выступают сформированные по различным критериям видовые образования, обособленные нормативные системы.
Причем «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер.
Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е.
осуществляет интегративную
1 Пеньков Е.М.
Социальные нормы регуляторы поведения личности.
М., 1972.
С.
48.


[стр.,287]

функцию.
Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и
т.д.»1.
Принадлежность к конкретной нормативной системе обусловливает вид социальных норм.
По мнению диссертанта, основными видами социальных норм являются: нормы обычаев, нормы морали, религиозные, корпоративные, эстетические и правовые нормы.
Нормирование социальных отношений может быть традиционным, когда нормы возникают спонтанно в процессе стихийного функционирования социума, или рациональным, когда нормы являются продуктом человеческого интеллекта, при осуществлении сознательного социального управления.
Эта градация свойственна всем видовым группам, за исключением, обычая и морали являющихся, своего рода первичными, исходными нормативными формами.
При этом обычай является формой пограничной с досоциальными нормативными образованиями.
Таким образом, обычаи представляют собой наиболее древние нормативные системы социального регулирования.
Это правило поведения общего характера, сложившееся в результате неоднократного исполнения и основывающееся на соображениях полезности данного поведения, одобряемого общественным мнением.
Обычай опирается на силу некоего устоявшегося почти интуитивно поддерживаемого порядка.
Но при этом обычай есть выражение убежденности, общественного мнения в необходимости данного поведения.
Мораль также является достаточно древней системой социального регулирования.
Суть функционирования этой системы заключается в том, что общественная необходимость, потребности социума выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепринятых предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера и общественного мнения.
Но в 1Козлихин И.Ю.
Позитивизм и естественное право // Государство и право.
2000.
№ 3.
С.
5.

[Back]