свидетельствует об эквивалентности и формального равенства сторон договора. Таким образом, в древнем обществе, основанном на кровно-родственных связях возникают социальные нормы, обеспечивающие его целостность, конкурентоспособность и адаптивность семейных кланов и тотемных общностей. С позиций сегодняшнего дня многие из них представляются совершенно бессмысленными, может быть, даже вредными. Однако даже они (несмотря на фактическое содержание) сплачивали общину и тем самым способствовали выполнению одной из основных функций социальной организации общества власти. Здесь весьма важно указать и на то, что ’в социальном регулировании первобытного общества, представлявшем собой нерасторжимое единство и биологических, и производственных, и моральных, и религиозных, и обрядоворитуальных требований, уже обозначалась его внутренняя структура. Система социального регулирования, складывающаяся из мононорм, уже отличалась известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности по тому, что в ней уже были различимы запреты, дозволения, позитивные обязывания. Таким образом, эволюция нормативного сознания в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества характеризуется процессом дифференциации этой прежде единой сферы культуры2. Происходит процесс постепенного превращения наиболее важных в социальном отношении и наиболее выгодных верхушке общества мононорм в предправовые нормы. IНапример, Дж. Вернет приводит подобные табу примитивного типа: воздерживаться от бобов, упавшего не поднимать, хлеб не разламывать, через ярмо не переступать, от целого хлеба не откусывать. См.: Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 372. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1986. С. 447. |
обеспечения реализации социальных норм весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности регулятивной системы и ее долговечности. На разных этапах общественного развития превалирующими являются разные мотивы, что предопределяет и специфику системы нормативной регуляции. Но всегда нормативное воздействие, связано с предоставлением субъектам определенных возможностей, с наложением запретов и объективно присуще общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений саморегуляции человеческая цивилизация невозможна. В качестве внешней силы, обеспечивающей реализацию социальных норм, изначально рассматривалась сила божественного волеустановления. Для всех народов характерно представление о божественной основе мироздания. Соответственно каждый поступок, направленный против этого института, становится не только его нарушением, но и грехом оскорблением богов. Таким образом, социальная нормативная система у своих истоков неразрывно связана с религией: социальные отношения требовали особых религиозных церемоний; запрет часто исходил от богов; важнейшие договора и установления состояний требовали участия в них «представителей» божества жрецов; например, брак заключался в религиозной форме; перед всяким общественнозначимым решением обязательны были гадания о том, благоприятствуют ли боги этому решению и т.д. В социальном регулировании первобытного общества, представлявшем собой нерасторжимое единство и биологических, и производственных, и моральных, и религиозных, и обрядово-ритуальных требований, уже обозначалась его внутренняя структура. Система социального регулирования, складывающаяся из мононорм, уже отличалась известными особенностями по своим регулятивным свойствам, в частности по тому, что в ней уже были различимы запреты, дозволения, позитивные обязывания. Таким образом, эволюция нормативного сознания в эпоху разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества характеризуется процессом дифференциации этой прежде единой сферы культуры1. Происходит процесс постепенного превращения наиболее важных в социальном отношении и наиболее выгодных верхушке общества мононорм в иредправовые нормы. Алексеев С.С. указывает на два решающих фактора, вызвавших глубокую революцию в социальном регулировании2: первый (материальный) — появление избыточного продукта в материальном производстве и отсюда возможность и возрастание «вложений», осуществляемых в виде собственности в условиях экономической свободы и рынка; второй (гуманитарный) обособление отдельного человека от «целого», обретение им качества автономной личности, самостоятельного индивида с социально обусловленной необходимостью обеспечения его свободы, самостоятельной творческой деятельности, индивидуальности, а в этой связи создание и развитие общественных форм, направленных на обеспечение свободы, самостоятельности, активности и адекватных институтов общественно-политической жизни (утверждение народовластия, демократии). В первобытном обществе при имущественном равенстве и кровном родстве его членов не могло создаться такое противоречие личных интересов, которое постоянно побуждало бы одного нарушать чужие интересы, а другого оставляло бы в одиночестве лицом к лицу с нарушителем. Нарушение было 1См.: История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1986. С. 447. 2 Алексеев С.С. Право: азбука теория философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 194-195. •• и средством фиксации и основанием реализации долженствования. Это позволяет индивиду соотнести каждый свой поступок, каждое свое намерение с требованиями общества. Иными словами дает возможность соизмерить свои желания и возможности с ограничивающей их необходимостью, которая определяется для индивида обществом. Во-вторых, укажем на то, что основное значение феномена социальной нормы заключается в том, что с ее помощью становится возможным достичь единого порядка в общественных отношениях, консолидировать множество индивидуальных интересов при достижении общезначимых, общесоциальных целей. Соглашаясь с точкой зрения И.Л. Честнова, следует констатировать, что «в древнем обществе, основанном на кровно-родственных связях возникают социальные нормы, обеспечивающие его целостность, конкурентоспособность и адаптивность семейных кланов и тотемных общностей. С позиций сегодняшнего дня многие из них представляются совершенно бессмысленными, может быть, даже вредными. Однако даже они (несмотря на фактическое содержание) сплачивали общину и тем самым выполняли «генеральную» функцию права»1. И, наконец, в-третьих, важно отметить, что нормативное социальное регулирование существовало еще в догосударственном, в доклассовом обществе. Оно возникло с появлением первых примитивных форм социальной организации. При этом и в догосударственном и в политически организованном обществе механизмы обеспечения реализации социальных норм весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. 101 1 Честнов Л.И. Возникновение древнейших социальных норм первичной формы права // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.Л 999. С. 49. |