Проверяемый текст
Вележев, Сергей Иванович; Нормативность и казуальность права (Диссертация 2005)
[стр. 69]

характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений» .
Под государством предлагается понимать «территориальную, суверенную организацию политической власти в классовом обществе, делающую свои веления общеобязательными с помощью законов, опирающуюся на организованное принуждение, обладающую монополией на сбор
налогов»12.
I Очевидно, что как в первом, так и во втором случае налицо формальнологическая ошибка, так называемый «круг» в определении: позитивное право определяется через государство, определение которого в свою очередь ч включает такой признак как позитивное право (закон).
По точному замечанию В.Д.
Зорькина создается «порочный круг в вопросе о соотношении права и государства: с одной стороны, право творится государством и есть совокупность его велений, приказов; с другой само государство представляет собой правовое явление»34.
Соглашаясь с точкой зрения П.А.
Оля, отметим, что причина этой
I Ф ошибки, на наш взгляд, коренится, прежде всего, в искусственном отрыве права от государства, в рассмотрении государства как первичного по отношению к праву феномена.
Такое абстрактное выделение права в качестве некоторым образом связанного с государством, но по сути самостоятельного, производного феномена может быть уместно в рамках исследования отдельных правовых явлений, так как создает некоторые удобства в процессе познания, но совсем недопустимо при формулировке понятия права, претендующего на целостность и объективность.
1Черданцев А.Ф.
Теория государства и права: Учебник для вузов.
М., 2001.
С.
171.
2Там же.
С.
90.

Зорькин В.Д.
Юридический позитивизм // История политических и правовых учений / Под ред.

В.С.
Нерсесянца.
М., 1983.
С.
497.
4Оль П.А.
Правопонимание: от плюрализма к двуединству...
[стр. 47]

интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений» .
Под государством предлагается понимать «территориальную, суверенную организацию политической власти в классовом обществе, делающую свои веления общеобязательными с помощью законов, опирающуюся на организованное принуждение, обладающую монополией на сбор
налогов»2.
Очевидно, что как в первом, так и во втором случае налицо формальнологическая ошибка, так называемый «круг» в определении: позитивное право определяется через государство, определение которого в свою очередь
включает такой признак как позитивное право (закон).
По точному замечанию В.Д.
Зорькина создается «порочный круг в вопросе о соотношении права и государства: с одной стороны, право творится государством и есть совокупность его велений, приказов; с другой само государство представляет собой правовое явление»3.
Соглашаясь с точкой зрения П.А.
Оля, отметим, что причина этой
ошибки, коренится, прежде всего, в искусственном отрыве права от государства, в рассмотрении государства как первичного по отношению к праву феномена.
Такое абстрактное выделение права в качестве некоторым образом связанного с государством, но по сути самостоятельного, производного феномена может быть уместно в рамках исследования отдельных правовых явлений, так как создает некоторые удобства в процессе познания, но совсем недопустимо при формулировке понятия права, претендующего на целостность и объективность4.
1Черданцев А.Ф.
Теория государства и права: Учебник для вузов.
М., 2001.
С.
171.
2Там же.
С.
90.

л Зорькин В.Д.
Юридический позитивизм // История политических и правовых учений / Под ред.

B.C.
Нерсесянца.
М., 1983.
С.
497.
4 Здесь и далее материал приводится по работе: Оль П.А.
Правопонимание: от

[Back]