Проверяемый текст
Ашмарина, Светлана Игоревна; Методология формирования и использования информационных ресурсов на промышленных предприятиях (Диссертация 2004)
[стр. 18]

первой половине прошлого столетия* однако их оценка как фактора производства начались в середине 50-х годов.
По мере развертывания технологической революции внимание к этому кругу вопросов все более обострялось, и со второй половины 70-х многие ученые заговорили о становлении «информационного» общества как о некой данности.
Не будем останавливаться на вопросе об обоснованности самого термина.
Отметим лишь, что, говоря об информации как о факторе производства, имеем в виду не простую совокупность сведений и данных, ’ а возможности, непосредственно воплощенные в человеке, владеющем соответствующими методами и знаниями.
Что же касается роли и значения информационной революции, то они заключены главным образом в том, что преодолено характерное для экономического общества разделение знаний и умений [142, с.
27], а усвоение и применение кодифицированной информации стало одним из основных видов и направлений человеческой активности.
Информация и знания всегда использовались в производстве, но именно сегодня, когда они заняли доминирующее место в организации национального хозяйства, становится понятной мера их исключительности.
Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости,, неисчерпаемости и конечности.
Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием
соответствующих свойств и характеристик.
Тому, что информация не имеет свойства редкости, есть несколько причин.
Во-первых, хотя в товарном хозяйстве
информация может выступать объектом собственности и обмена, и в этом качестве ее распространение может ограничиваться и осуществляться на условиях, определяемых правами собственности на нее, это относится лишь к достаточно специфическим ее видам и оставляет широкие возможности для распространения информации, на основе которой генерируются новые знания [144, с.
174].
Характерно, что авторское право начало формироваться в Европе с середины XV века, во 18
[стр. 94]

« 94 Безусловно, накопление и использование информационных ресурсов становится ведущим фактором в системе производительных сил современного общества.
Еще в середине прошлого века К.
Маркс показал, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу [2.93].
Признание значимости влияния информационных ресурсов на эффективность производственно-экономической деятельности определило возникновение новых подходов при построении экономикоматематических моделей оценки функционирования экономических систем.
В частности, известная производственная функция Кобба Дугласа связывает национальный продукт с капиталовложениями в экономику и затратами на рабочую силу.
Одна из модификаций данной модели связана с введением в данную функцию третьего аргумента, а именно затрат на информацию.
Экономический смысл модифицированной функции Кобба Дугласа заключается в возникновении дополнительной степени свободы, т.е.
достигнуть такого же экономического эффекта можно не только за счет повышения фондовооруженности труда и эффективности использования рабочей силы, но и на основе повышения информационной составляющей в совокупных затратах на производство.
Подтверждение тому получено в результате систематнгческих исследований.
Так, например, в 1991 г.
в США расходы на приобретение информации и информационных технологий (112 млрд.
долл.) впервые превысили затраты на приобретение производственных технологий и основных фондов (107 млрд.
долл.).
Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 1996 г.
в американской экономике при помощи информации производилось около 3/4 добавленной стоимости, создаваемой в промышленности [3.105].
Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности.
Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием
свойств и характеристик.
Тому, что информационный ресурс не имеет свойства редкости, есть несколько причин.
Во-первых, хотя в товарном хозяйстве
ИР может выступать объектом собственности и обмена и в этом качестве его распространение ограничивается и осуществляется на условиях, определяемых правами собственности, это относится лишь к достаточно специфическим его видам и оставляет широкие возможности для распространения ИР, на основе которого генерируются новые знания.
При этом само право собственности на ИР не только не противоречит возможности его максимального распространения, но предполагает таковое как источник дохода владельца этого права.
Здесь же необходимо отметить еле

[Back]