Проверяемый текст
Рабинович, Юрий Яковлевич; Управление инновационным процессом формирования культурно-образовательного центра села (Диссертация 2002)
[стр. 102]

параметры, присущие таким сложным системным объектам как сельские социально-образовательные комплексы: 1) первооснова системы, из которой она слагается, и которая по виду не делима на другие виды (территориально отделенное сельское поселение); 2) отношения, связи между элементами (необходимые и ограниченные); 3) условия, ограничивающие отношения единства (принадлежность к разным ведомствам, свои целевые установки); 4) принадлежность каждого из объектов какой-либо системе объектов одного и того же рода (учреждения дошкольные, школьные, дополнительного образования, производство, учреждения культуры, спорта, здравоохранения и др.).
Таким образом, за онтологической картиной системного подхода стоят формы логического движения, благодаря которым осуществляется «системное идеализирование» объектов и
выстраивается системное управление ими.
В описании систем существует два принципиальных подхода: теоретико-множественный и диалектический.
Первый рассматривает систему как множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом.

Здесь система понимается как сложное единство, где выделяются составные части элементы, а также схема связей или отношений между элементами структура.
В.Панкратов определяет систему как объединение элементов объекта по какому-либо признаку и
выделяет далее признаки, объединяющие элементы: пространство, время, процессный признак, качественный признак, количественный признак.
В качестве особенностей теоретико-множественного подхода, на наш взгляд, необходимо отметить и неопределенность
в отношении условий существования элементов, обеспечивающих единство системы.
Теоретикомножественный подход это первичный уровень анализа систем
[204].
102
[стр. 67]

говоря, мыслительных процессов, которые все вместе определяют наше "видение" или "восприятие" [78, с.34].
Итак, системные представления являются результатом фиксации нашим сознанием "реальных объектов", поскольку выделяются в концептуальные системы: символические конструкции, абстрактные системы, социальные системы и т.п.
Согласно принципу системности, сформулированному Ю.А.
Урманцевым, "любой объект есть объект-система, и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода".
[204, с.38].
Следуя данному принципу, можно выявить системообразующие параметры, присущие объектам различной природы: — первооснова вещи, из которой она слагается, и которая по виду неделима на другие виды; — отношения, связи между элементами; — условия, ограничивающие отношения единства; — принадлежность каждого из объектов какой-либо системе объектов одного и того же рода.
Таким образом, за онтологической картиной системного подхода стоят формы логического движения, благодаря которым осуществляется "системное идеализирование" объектов.
И
этим уменьшается острота вопроса, связанного с тем, что считать системой? В описании систем существует два принципиальных подхода: теоретикомножественный и диалектический.
Первый рассматривает систему как "множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом"
[14, с.27].
Здесь система понимается как сложное единство, где выделяются составные части элементы, а также схема связей или отношений между элементами структура.
В.
Панкратов определяет систему как объединение элементов объекта по какому-либо признаку и
выделяющего далее признаки, объединяющие элементы: пространство время, процессный признак, качественный признак, количественный признак.
67

[стр.,68]

Соответственно он выделяет следующие виды систем: структурные, функциональные, квалитативные, математические.
Категорично критичен B.C.
Тюхтин, считая, что такие чрезвычайно широкие и недостаточно конкретизированные определения могут решать лишь довольно ограниченный круг задач.
В качестве особенностей теоретико-множественного подхода, на наш взгляд, необходимо отметить и неопределенность
по поводу условий, накладываемых на элементы, обусловливающие отношение единства в системе, о чем справедливо пишет B.C.
Тюхтин.
По его мнению теоретикомножественный подход это первичный уровень анализа систем, что огрубление, присущее теоретико-множественному подходу к системам, заключается в том, что в начале мы абстрагируемся от взаимного влияния части и целого, а затем и от реального процесса образования систем.
[198] Этой же точки зрения придерживается и Ю.А.
Шрейдер.
[227] Он считает, что в теоретико-множественном подходе элементы даны до и независимо от целого, тогда как в системе элементы зависят от их роли и места в ней.
Таким образом, четко прослеживается принципиальное гносеологическое различие теоретико-множественного и диалектического подходов в описании систем: при диалектическом подходе к системе становится очевидным, то отнюдь не элементы как таковые являются главными в системе...
’’Главное в системе определенный, качественно специфический способ взаимодействия, который и развертывается через относительно обособленные и взаимообусловленные подсистемы".[211, с.31] Роль диалектики в развитии системных исследований заключается в создании теории системных противоположностей и теории взаимодействия, существования и изменения различных систем.
Так Ю.А.
Урманцев в качестве исходного методологического принципа использует закон единства и "борьбы" противоположностей, а также диалектику в целом как учение о развитии.
Его теория системных противоположностей опирается на такие категории, как система и хаос, гармония и дисгармония, симметрия и асимметрия, 68

[Back]