44 срезу социального целого, и тем самым дает определенный методологический ключ к решению проблемы соотношений понятий «общество» и «культура». С этой точки зрения, общество есть коллективный субъект человеческого действия, культура характерный для него способ деятельности. Итак, в обобщенном определении этого понятия имеет место три основных компонента: ценности, деятельность по производству ценностей и регулирование деятельности через формы общения. Экстраполируя данные положения в сельские образовательные учреждения как часть общества, и сельский социум как социальную систему, можно выделить все три указанные среза социального целого: субъекты педагогический коллектив, учащиеся, родители, взрослое население; сфера — образование, виды деятельности обучение, воспитание, управление, спорт, сельскохозяйственный труд и др.; средства и механизмы деятельности, технологии, материальнотехнические средства, отношения, творчество. Взаимодействие между этими компонентами определяют качество и культуру социального целого сельского социально-образовательного комплекса. Социокультурологический подход как совокупность интегративных теоретических положений, обеспечивающих создание, реализацию и развитие сельской социально-образовательной модели дает возможность разработки механизма культивации, аккумуляции и реализации ценностей обучения и воспитания. Несмотря на пестроту педагогических воззрений можно утверждать, что все сторонники личностной образовательной философии выстраивают или пытаются выстраивать образовательные модели на основе социокультурологического подхода. |
ную среду (воспитывающую, обучающую, деятельностную). При этом ориентационным полем образовательной модели, ее философией, межпарадигмальным основанием является социокулътурологический подход. В его основе лежат теоретические положения педагогики, психологии, управления обеспечивающие становление Человека под воздействием школьной культуры во взаимодействии с семьей и внешней средой. Именно этот подход интегрирует разнородные теории сфокусированные на человеке. Для определения ценности данного подхода в решении задач нашего исследования целесообразно рассмотреть его с философской точки зрения. Центральным, его фундаментальным понятием является «культура». Определений «культуры» по данным Т.И.Лузиной более 250 [36], поэтому приведем его обобщенное определение, данное Г.В.Стельмашуком «... культура представляет собой и совокупность материальных и духовных продуктов деятельности, и способ человеческой деятельности, и систему социального регулирования форм общения». По мнению Э. Маркаряна, целостное аналитическое вычленение такого всеохватывающего явления, как культура, возможно лишь в результате рассмотрения его в качестве особого измерения общества. Им выделяется три структуры среза социального целого: субъекты человеческой деятельности; сферы и виды человеческой деятельности; внебиологичсские средства и механизмы человеческой деятельности, которые и составляют суть культурологического рассмотрения общественной жизни. «Определение культуры как специфического способа человеческой деятельности способствует выделению культуры и отнесению ее к особому срезу социального целого, и тем самым дает определенный методологический «ключ» к решению проблемы соотношений понятий «общество» и «культура». С этой точки зрения, общество есть коллективный субъект человеческого действия, куль тура характерный для него способ деятельности. «[24, с.339] Итак, В обобщенном определении этого понятия имеет место три основных компонента: ценности, деятельность по производству иенностей и регулирование деятельности через формы общения. Рассмотрение «культуры» как измерителя общества Э. Маркарян уточняет указанные компоненты и дает возможность оценить культуру (качественное состояние) общества в целом или его части. Экстраполируя данные положения в образовательные учреждения как часть общества, как социальную систему, можно выделить все три указанные среза социального целого: субъекты —педагогический коллектив, учащиеся, родители; сфера образование, виды деятельности обучение, воспитание, управление и т. д.; средства и механизмы деят ельност ит ехнологии, материальнотехнические средства, отношения, творчество Взаимодействие меж ду этими компонентами определяют качество социального целого образование, т. е. его культуру. Исходя из определения понятия «культура» и ее соотношения с понятием «общество» дает возможность определить социокультурологический подход как совокупность интегративных теоретических положений, обеспечивающих проектирование, реализация и развитие образовательной модели как механизма культивации, аккумуляции и реализации ценностей. Несмотря на пестроту педагогических воззрений мож но утверждать, что все сторонники личностной образовательной философии выстраивают или пытаются выстраивать образовательные модели на основе социокультурологического подхода. [27,28,33,37,43,52,55,65 и др.] Рассмотрим некоторые из них. Приверженцы «педагогики успеха» Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина процесс проектирования развития школы рассматривают в рамках системно |