Проверяемый текст
Рабинович, Юрий Яковлевич; Управление инновационным процессом формирования культурно-образовательного центра села (Диссертация 2002)
[стр. 59]

59 какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих ценностей, какими средствами и насколько эффективно педагогика добивается их осуществления.
Иначе говоря, отправной точкой нашего исследования была не отдельно взятая морально-психологическая ценность (например, трудолюбие, смелость) или педагогический прием (например, убеждение), а целостный сельский образ жизни, в рамках которого формируется и функционирует конкретная система социализации, названная нами «сельский
социально-образовательный комплекс».
Целостное описание образа жизни народа принципиально невозможно без учета его семейно-бытовых учреждений, способов воспитания детей и т.д.

Изучение мира детства не сводится к закономерностям процесса социализации, где ребенок рассматривается главным образом как объект заботы и воздействия со стороны взрослых.
Один из важнейших общих принципов современного человековедения — принцип
субъектности формирующейся личности, которая не может быть сведена к простой совокупности биологических задатков и социальных условий.
При всей зависимости от взрослых, мир детства обладает известной психологической автономией, и эта своеобразная детская культура, точнее субкультура, должна быть понята изнутри, а не просто объяснена функционально как подготовка к будущей взрослой жизни.
На наш взгляд, детская субкультура проявляется через художественное творчество, фольклор, позволяющие раскрыть личностный потенциал ребенка; игру, в которой формируются навыки социального поведения, выстраивается система ценностей; детское общение, которое резко отличается от общения тех же детей со взрослыми и выполняет особые психологические функции.
В этой связи мы рассматриваем сельскую школу как источник пропаганды сельского образа жизни, как фактор сохранения и формирования духовных ценностей нации.
[стр. 23]

честными, смелыми, трудолюбивыми и т.д.
Весь вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих ценностей, какими средствами и насколько эффективно педагогика добивается их осуществления.
Иначе говоря, отправной точкой нашего исследования была не отдельно взятая морально-психологическая ценность (например, трудолюбие, смелость) или педагогический прием (например, убеждение), а целостный сельский образ жизни, в рамках которого формируется и функционирует конкретная система социализации, названная нами «сельский
культурно-образовательный центр «Гармония».
Целостное описание образа жизни народа принципиально невозможно без учета его семейно-бытовых учреждений, способов воспитания детей и т.д.

Информация такого рода, иногда весьма детальная, содержалась уже в отчетах путешественников XVIII в., а в XIX в.
становится предметом специального изучения этнографов, историков и фольклористов.
Историю русской культуры очевидно просто немыслимо представить себе без таких работ, как «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», Костомаров Н.И.
(1887); «Быт русского народа», Терещенко Л.
(1848); «Домашний быт и нравы крестьян во второй половине XVIII века».
Семеновский В.И.
(1882); «Дети в пословицах и поговорках», Ивановская Т.
(1908) и др.
Наряду с монографическими описаниями жизни и быта одного народа в конце XIX начале XX в.
появляются обобщающие труды сравнительного характера.
Г Спенсер посвятил положению детей особую главу «Принципов социологии» (1896).
Значительное место занимает этот вопрос в сочинениях Э.
Тайлера, Ш.
Летурно, Э.
Весермарка.
Немецкий этнограф Г.
Плосс изложил результаты сравнительного исследования воспитания детей у народов мира в специальном двухтомном труде.
Изучение мира детства не сводится к закономерностям процесса социализации, где ребенок рассматривается главным образом как объект заботы и воздействия со стороны взрослых.
Один из важнейших общих принципов современного человековедения принцип
субъективности формирующейся 23

[стр.,24]

личности, которая не может быть сведена к простой совокупности биологических задатков и социальных условий.
При всей зависимости от взрослых, мир детства обладает известной психологической автономией, и эта своеобразная детская культура, точнее субкультура, должна быть понята изнутри, а не просто объяснена функционально как подготовка к будущей взрослой жизни.
На наш взгляд, детская субкультура проявляется через: — художественное творчество, фольклор, позволяющие раскрыть личностный потенциал ребенка; — игру, в которой формируются навыки социального поведения, выстраивается система ценностей; — детское общение, которое резко отличается от общения тех же детей со взрослыми и выполняет особые психологические функции.
В этой связи мы рассматриваем сельскую школу как источник пропаганды сельского образа жизни, как фактор сохранения и формирования духовных ценностей нации.

Прозвучавшая на VI Международном форуме «Куда идет Россия?» (январь 1999 г.
г.
Москва) мысль о непримиримом противостоянии двух течений общественной мысли западников и славянофилов, олицетворяющих сегодня разные системы ценностей, находит особое преломление в духовной атмосфере сельского социума.
Как это ни парадоксально, но в условиях глобальной по своим масштабам трансформации сельского социума, он продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности.
Сельские жители в большинстве своем остаются носителями коллективного сознания и ценностей, исторической памяти предшествовавших поколений.
При всех деформациях последних лет именно коренные жители российской глубинки являются наследниками и хранителями опыта и традиций народной педагогики, медицины, культуры, агрономии.
Именно в коллективной психологии крестьянства нужно искать объяснение современным способам выживания сельского населения.
Как справедливо заметил один из директоров сельской школы, есть черты в 24

[Back]